Устройство автомобиля

Пособие по устройству автомобиля

 

Дополнительное оборудование автомобиля

Как устроена кабина, что в ней располагается?

Кабина грузового автомобиля изготовляется штамповкой из тонкого стального листа с опорным каркасом в нижней части. При штамповке предусматриваются проемы для установки дверей и ветрового стекла. В кабине находятся регулируемые мягкие сидения для водителя и пассажиров, органы управления. Она оборудуется козырьком для защиты водителя от лучей солнца, двумя щетками стеклоочистителя, которые в дождь или снегопад очищают ветровое стекло совместно со стеклоомывателем; зеркалом заднего вида; огнетушителем; медицинской аптечкой.

Кабина легкового автомобиля изготавливается вместе с кузовом и имеет те же органы управления и некоторое другое оборудование (прикуриватели, кондиционеры воздуха, радиоприемник).

Как устроен кузов грузового автомобиля?

Кузов грузового автомобиля, имеет деревянную или металлическую платформу в зависимости от перевозимого груза. Чаще применяется деревянная платформа с откидными бортами, соединенными с платформой петлями. Борта в закрытом положении скреплены запорами. Пол платформы собран на двух продольных и нескольких поперечных брусьях. Продольные брусья прикреплены стремянками к раме. Под платформой смонтирован ящик для инструмента, запасное колесо. На переднем и заднем бортах имеются сигнальные отражатели света. На специальных автомобилях устанавливают закрытые кузова-фургоны.

Что относится к оперению автомобиля?

К оперению автомобиля относятся: капот, крылья, облицовка, брызговики.

Как устроена и работает система вентиляции и отопления кабины?

Для улучшения условий работы водителя и удобств пассажиров кабины грузовых автомобилей и кузова легковых автомобилей оборудуются системой вентиляции и обогрева. Она состоит из вентилятора, представляющего собой электромотор напряжением 12 или 24 В, на валу которого закреплена крыльчатка 4 (рис.163). При включении включателя 1 на щитке приборов крыльчатка захватывает воздух, проходящий через заборный люк 2, и по каналам подает его в кабину. В холодное время года этот воздух проходит сквозь щели радиатора 5, в трубках которого циркулирует нагретая жидкость системы охлаждения двигателя, нагревается и поступает в кожух-распределитель 6, откуда по щелям – на обогрев ветрового стекла и в кабину. Интенсивность воздушного потока можно регулировать величиной открытия наружного 2 и внутреннего 3 люков. В летнее время подвод охлаждающей жидкости от двигателя перекрывают краном; Воздух будет подогреваться только тогда, когда температура охлаждающей жидкости в двигателе достигнет 85-90°С.

Система вентиляции и обогрева кабины автомобиля ГАЗ-53А

Рис.163. Система вентиляции и обогрева кабины автомобиля ГАЗ-53А.

Какое назначение ремней безопасности и где они применяются?

Ремни безопасности предназначены для предохранения водителя и пассажиров на легковых автомобилях от тяжелых травм и гибели при дорожно-транспортных происшествиях. На автомобиле Г АЗ-24 «Волга» установлены ремни безопасности диагонально-поясной конструкции (рис.164). Они состоят из диагонального 1 и поясного 2 ремней, закрепленных болтами в трех точках: на стойке кузова, на пороге и на тяге с замком. Каждый ремень состоит из лямки, регулятора длины и язычка, который вставляется в замок, обеспечивая пристегивание. Ремни крепят специальными болтами с двойной дюймовой резьбой, что отвечает требованиям международных правил. Это исключает применение случайных болтов с непроверенной прочностью. Ремни и детали их крепления рассчитаны на большие нагрузки, возникающие при столкновениях автомобилей.

Ремни безопасности

Рис.164. Ремни безопасности.

Какое назначение лебедки, как она устроена и работает?

Лебедка служит для вытаскивания застрявших автомобилей или самовытаскивания, а также подтаскивания и подъема грузов. Устанавливается на автомобилях повышенной проходимости ГАЗ-66, ЗИЛ-131 и других.

В устройство лебедки автомобиля ГАЗ-66 (рис.165) входят: лебедка 1 с барабаном, на котором намотан трос и коробка отбора мощности 14, прикрепляемая к картеру коробки передач. Лебедка и коробка отбора мощности соединяются карданной передачей. Мощность – от двигателя через шестерню третьей передачи промежуточного вала коробки передач передается на червячный редуктор и на барабан лебедки. В коробке отбора мощности на подшипниках установлены валы 16 и 17. На валу 16 смонтирована косозубая шестерня 21, находящаяся в зацеплении с шестерней 22, и прямозубая шестерня 15. Вал 17 имеет шлицы. На нем располагается блок шестерен 18 и 20, которые можно передвигать по валу и вводить в зацепление с шестерней 15 или 21 с помощью вилки, имеющейся на ползуне 19 и управляемой рычагом из кабины автомобиля.

Лебедка автомобиля ГАЗ-66

Рис.165. Лебедка автомобиля ГАЗ-66.

Для наматывания троса на барабан шестерню 18 вводят в зацепление с шестерней 15, разматывания – шестерню 20 вводят в зацепление с шестерней 21. Ползун 19 вилки переключателя в каждом положении фиксируется фиксатором 12 с пружиной 13, при этом шарик входит в выточку.

В картере 8 лебедки смонтирован червяк 10, вал которого карданной передачей соединяется с валом 17 коробки отбора мощности. Навалу червяка установлен ленточный тормоз 11. С червяком в постоянном зацеплении находится червячное колесо 7, расположенное на удлиненном валу 2. На этом же валу свободно установлен барабан 3, на котором намотан стальной трос диаметром 12,5 мм и длиной 50 м. С одной стороны барабана выполнены кулачки, которыми он может входить в зацепление с кулачковой муфтой 4, находящейся на шлицах вала 2 и управляемой рукояткой 6. На кронштейне рукоятки 6 закреплен тормозок 5, который упирается в барабан и удерживает его от вращения при неработающей лебедке. При включении лебедки тормозок 5 отходит от барабана, позволяя ему свободно вращаться. Для предохранения лебедки от перегрузки вал червяка соединен с вилкой карданного шарнира предохранительным пальцем 9, который с превышением определенной нагрузки срезается, и тормоз 11 останавливает червяк, а вместе с ним и барабан с тросом и грузом. Максимальное тяговое усилие, которое можно приложить к тросу, – 35 кН.

Какие автомобили или прицепы называются самосвалами?

Автомобили-самосвалы или прицепы-самосвалы – это транспортные средства с кузовами, приспособленными для разгрузки грузов сбрасыванием. Разгрузка может осуществляться назад, на одну или две стороны и в любую из трех сторон.

Как устроено и работает опрокидывающее устройство самосвала?

В устройство механизма опрокидывания кузова автомобиля ЗИЛ-ММЗ-555 (рис.166) входят: коробка отбора мощности 9, масляный насос 10, кран управления 11, масляный бак 6, цилиндр 4, рычаг управления 1, трубопроводы 5, 7 и 8. Цилиндр 4 телескопического типа с помощью двух цапф 12 шарнирно соединен с надрамником 3. Управляют краном и насосом одним рычагом 1, имеющим три фиксированных положения. Золотник 17 крана можно устанавливать в положение I – подъем, II – опускание.

Схема механизма опрокидывания кузова автомобиля-самосвала ЗИЛ-ММЗ-555

Рис.166. Схема механизма опрокидывания кузова автомобиля-самосвала ЗИЛ-ММЗ-555:
а – устройство; б – схема.

Для подъема платформы рычаг 1 переводят вперед. При этом включается насос 10 и подает масло из бака 6 по трубам 7 и 5 в цилиндр 4. Под давлением масла вначале из цилиндра выдвигается гильза 15 вместе с плунжером 14, затем из гильзы вытесняется плунжер, который воздействует через рычаги на платформу и опрокидывает ее. Когда давление масла превысит 13,5 МПа, открывается предохранительный клапан 13, и насос перекачивает масло в бак по трубе 8. При установке рычага 1 в среднее, нейтральное, положение платформа 2 остановится в заданном положении, так как вытеснению масла из цилиндра препятствует предохранительный клапан 13 и обратный клапан 16. С переводом рычага 1 назад до отказа насос выключается, а золотник 17 занимает положение П, под давлением собственной массы кузова масло вытесняется из цилиндра через трубу 5, кран 11 и трубу 8 в бак. Цилиндр складывается, кузов опускается на раму и фиксируется. Вся система заполнена веретенным маслом.

Как подразделяются автомобильные тягачи?

Автомобильные тягачи подразделяются на седельные и буксирные. Седельные работают в сцепке с полуприцепом, часть массы которого передается на шасси тягача. Для этого на раме тягача устанавливают опорно-сцепное устройство (седло).

Как устроено опорно-сцепное устройство автомобиля-тягача?

Опорно-сцепное устройство (рис.167) имеет плиту 1, смонтированную на раме автомобиля с помощью кронштейнов 12. К плите крепится седло 2 с осью 3 и балансиром 11 со своей осью 4. Такое крепление позволяет седлу качаться в продольном и поперечном направлениях. В передней части полуприцепа жестко закреплен шкворень, который входит в запорное устройство седла и удерживается захватами 7 и 9. Захваты вместе с запорным кулаком 8, его пружиной 6 и защелкой 5 образуют запорный механизм.

В момент сцепки тягача с полуприцепом шкворень входит между захватами и сближает их. Для расцепки тягача с полуприцепом рычаг 10 передвигают вперед. При этом запорный кулак 8 раздвигает захваты и освобождает шкворень полуприцепа. В расцепленном состоянии захваты остаются раскрытыми, что облегчает последующую сцепку тягача с полуприцепом, которая происходит автоматически.

Опорно-сцепное устройство седельного тягача

Рис.167. Опорно-сцепное устройство седельного тягача:
а – общее устройство; б – момент расценки.

***
Проверьте свои знания и ответьте на контрольные вопросы по теме «Ходовая часть и дополнительное оборудование автомобиля»

, , , , , ,