Устройство автомобиля

Пособие по устройству автомобиля

 

Классификация автомобильного подвижного состава

Как классифицируется автомобильный подвижной состав?

Автомобильный подвижной состав классифицируется (подразделяется) на грузовой, пассажирский и специальный.

Что относится к грузовому подвижному составу?

К грузовому подвижному составу относятся грузовые автомобили; автомобили-тягачи, прицепы и полуприцепы.

Что относится к пассажирскому подвижному составу?

К пассажирскому подвижному составу относятся автобусы, легковые автомобили, пассажирские прицепы и полуприцепы.

Что относится к специальному подвижному составу?

К специальному подвижному составу относятся автомобили, прицепы и полуприцепы, предназначенные для выполнения различных нетранспортных работ.

Как классифицируются грузовые автомобили?

Грузовые автомобили классифицируются на автомобили общего назначения, имеющие кузов с бортами (грузовую платформу) и предназначенные для перевозки большинства грузов, и специализированные автомобили с кузовом специальной конструкции, предназначенные для перевозки одного вида грузов или группы грузов (панелевозы, лесовозы, цементовозы, молоковозы и др.).

Какие автомобили называются автомобилями-тягачами?

Автомобилями-тягачами называются автомобили, предназначенные для постоянной работы с прицепами или полуприцепами. Они подразделяются на седельные и буксирные.

Какие автомобили-тягачи относятся к седельным?

К седельным автомобилям-тягачам относятся автомобили, постоянно работающие с полуприцепами. На раме такого автомобиля установлено опорно-сцепное устройство (седло), па которое опирается своей передней частью полуприцеп.

Какие автомобили-тягачи относятся к буксирным?

К буксирным автомобилям-тягачам относятся автомобили, которые оборудованы специальным сцепным устройством (буксирный крюк, устройство для подключения тормозной системы и электрооборудования прицепа) для присоединения прицепа. В этом случае груз может находиться как в кузове автомобиля, так и в кузове прицепа.

Что называется автопоездом?

Автомобиль-тягач, буксирующий прицеп (прицепы) или полуприцеп, называется автопоездом.

Как классифицируются пассажирские автомобили?

Пассажирские автомобили в зависимости от назначения, конструкции и вместимости классифицируются на легковые автомобили и автобусы.

Как классифицируются легковые автомобили?

Легковые автомобили классифицируются: по величине рабочего объема двигателя – на особо малые с рабочим объемом до 1,2 л; малые – 1,2-1,8; средние – 1,8-3,5; большие – больше 3,5 л. По типу кузова – на автомобили с кузовом типа седан, купе, универсал, лимузин и др. По назначению – на личные, такси, прокатные. По количеству мест в кузове – на одно- , двух- , трех- , четырех- , пяти- , шести- и семиместные автомобили.

Как классифицируются автобусы?

Автобусы классифицируются: по вместимости кузова (количеству мест для сидения) – на особо малой вместимости (до 10 мест), малой (до 25), средней (40-50), большой (60-80) и особо большой вместимости (100-120 мест); по длине – на особо малые (до 5 м), малые (6,0-7,5), средние (8,0-9,5), большие (10,5-12), особо большие – сочлененные (16,5 м и более); по назначению – на городские (внутригородские и пригородные), местного сообщения, междугородные, туристские и экскурсионные.

Что такое прицеп?

Прицеп – одно- , двух- или многоосная безмоторная тележка, буксируемая с помощью сцепного устройства автомобилем-тягачом и предназначенная для перевозки грузов и пассажиров. Прицепы подразделяются на транспортные и специальные. Транспортные прицепы предназначены для перевозки грузов и пассажиров; специальные – для перевозки определенных грузов (рефрижераторы, цистерны и др.) либо для выполнения нетранспортных работ при помощи установленных там машин, аппаратов или оборудования (мастерские, дачи и др.).

С какими автомобилями используются одноосные прицепы?

Одноосные прицепы применяются для работы с грузовыми и легковыми автомобилями и соединяются с ними с помощью дышла на прицепе и буксирного устройства на автомобиле. Кроме того, прицеп с автомобилем соединяют тросом или цепью, являющимся контрольным звеном на случай отрыва прицепа от автомобиля.

В каких случаях используют прицепы-роспуски?

Прицепы-роспуски используют для перевозки длинномерных грузов. Прицеп-роспуск имеет раму с раздвижным дышлом, на которой установлен конек со стойками. При перевозке очень длинных грузов (более 20 м) используют управляемые прицепы-роспуски с рулевым управлением, которым управляет водитель, находящийся на прицепе, улучшая маневренность автопоезда.

В каких случаях используют двух- и трехосные прицепы?

Двух- и трехосные прицепы имеют различную грузоподъемность и предназначены для работы с автомобилями-тягачами средней и большой грузоподъемности. Такие прицепы имеют кузов, буксирное устройство с поворотным кругом и прицепное дышло, обычно они оборудуются тормозами, освещением и сигнализацией.

Что такое полуприцеп и чем он отличается от прицепа?

Полуприцеп (седельный прицеп) отличается от прицепа тем, что часть собственной массы и массы груза передается на раму тягача. Полуприцепы могут быть одно- и двухосными. Под задней частью кузова расположены оси полуприцепов, а под передней – сцепное устройство для соединения с тягачом и поддерживающие стойки с катками или плоскими опорами для удержания полуприцепа в горизонтальном положении, когда он находится в отцепленном состоянии. На снежных и ледяных дорогах используют санные прицепы.

В каких случаях используют прицепы-тяжеловозы?

Прицепы-тяжеловозы используют при перевозке негабаритных грузов массой 100 т и более. Для уменьшения давления на дорогу они имеют большое количество колес.

Чем характеризуются активные прицепы и полуприцепы?

Активные прицепы и полуприцепы имеют ведущие колеса с приводом от двигателя автомобиля-тягача. Такие прицепы (полуприцепы) обеспечивают повышение проходимости автопоезда и могут иметь очень большую грузоподъемность, так как сцепная масса автопоезда равна сумме масс, приходящихся на ведущие колеса. Наибольшее распространение получили электрические и гидравлические приводы ведущих колес активных прицепов и полуприцепов. При электрическом приводе на тягаче устанавливают дизель-генератор, а колеса как тягача, так и прицепа (полуприцепа) выполняют ведущими с приводом от электродвигателей. При гидравлическом приводе на ведущих колесах устанавливают гидравлические двигатели, а на тягаче – гидравлический генератор (насос).

Как классифицируют грузовые автомобили по грузоподъемности?

Грузовые автомобили по грузоподъемности классифицируют на пять групп: 1 – особо малой грузоподъемности до 0,5 т; 2 – малой грузоподъемности от 0,5 до 2,0 т; 3 – средней грузоподъемности от 2 до 5 т; 4 – большой грузоподъемности от 5 до 15 т; 5 – особо большой грузоподъемности 15 т и более.

Как определяется грузоподъемность автопоезда?

Грузоподъемность автопоезда складывается из грузоподъемности автомобиля-тягача и грузоподъемности прицепа. По этой суммарной грузоподъемности он относится к той или иной группе автомобилей.

Как классифицируют автомобили по проходимости?

По проходимости автомобили классифицируют на дорожные, предназначенные для движения по дорогам с покрытием или без него; автомобили повышенной и высокой проходимости, которые могут двигаться в тяжелых дорожных условиях и по бездорожью; внедорожные (карьерные), предназначенные для работы в специфических условиях. Автомобили повышенной и высокой проходимости в зависимости от конструкции движителя разделяются на колесные, колесно-гусеничные, полугусеничные, автомобили-амфибии и автомобили на воздушной подушке.

***
Проверьте свои знания и ответьте на контрольные вопросы по теме «Подвижной состав автомобильного транспорта»

, , ,