Устройство автомобиля

Пособие по устройству автомобиля

 

Компрессор, регулятор давления, воздушные баллоны

Какое назначение компрессора, как он устроен и работает?

Компрессор служит для нагнетания воздуха в стальные баллоны под заданным давлением. На автомобиле ЗИЛ-130 установлен одноступенчатый двухцилиндровый компрессор непосредственно на двигателе и его вал приводится во вращение с помощью клиноременной передачи от шкива коленчатого вала двигателя через шкив вентилятора. Компрессор (рис.149, а) состоит из картера 12, блока цилиндров 2, отлитого вместе с рубашкой охлаждения. Сверху блок цилиндров закрывается головкой 5 через уплотнительную прокладку. В картере на двух шарикоподшипниках расположен коленчатый вал 1, к шатунным шейкам которого крепятся шатуны. В нижнюю головку шатунов установлены скользящие подшипники, залитые антифрикционным сплавом, в верхнюю головку запрессована бронзовая втулка, в которую монтируется поршневой палец 4, соединяющий шатун с поршнем 3, на котором имеются уплотнительные кольца. На переднем конце коленчатого вала компрессора крепится шкив 13 привода вала во вращение. На первых моделях автомобилей ЗИЛ передний борт шкива имел резьбу и навертывался на ступицу заднего борта и стопорился болтом, что позволяло регулировать натяжение ремня компрессора. На последних моделях шкив цельный, а регулировку натяжения ремня осуществляют перемещением самого компрессора. Прогиб ремня должен быть 10-15 мм при нажатии на него в средней части с усилием 30-40 Н. В коленчатом валу просверлены каналы для подвода масла от системы смазки двигателя. В головке блока смонтированы пластинчатые нагнетательные клапаны. 6 с пружинами 7, стремящимися удерживать их в закрытом положении. В блоке цилиндров установлены впускные клапаны 8, разгрузочное устройство и регулятор давления. Впускные клапаны расположены в воздушной камере компрессора, которая трубопроводом сообщается с воздушным фильтром карбюратора. Следовательно, в цилиндры компрессора поступает очищенный воздух.

а – компрессор; б – регулятор давления

Рис.149. а – компрессор; б – регулятор давления.

Работает компрессор так. При вращении коленчатого вала усилие через шатун и поршневой палец передается на поршень. Когда он движется от ВМТ к НМТ, в цилиндре создается разрежение и открывается впускной клапан (нагнетательный клапан закрыт). Воздух поступает в цилиндр, наполняя его, т. е. осуществляется такт впуска. Когда поршень достигнет НМТ и поменяет направление движения, впускной клапан закроется и в цилиндре будет сжиматься воздух. Под давлением воздуха открывается нагнетательный клапан и сжатый воздух поступает в нагнетательную камеру и далее по трубопроводу в стальные баллоны. В случае превышения давления в работу включается разгрузочное устройство, обеспечивающее холостой ход компрессора. Для этого под впускными клапанами в каналах А блока установлены плунжеры 11 с уплотнениями и штоками разгрузочного устройства, включающего коромысло 10 с пружиной 9. Канал А сообщается с регулятором давления Б.

Регулятор давления (рис.149, б) состоит из корпуса 26, в который на регулировочных прокладках ввернут штуцер 20 с седлом регулятора. В штуцере установлен шток 18, нагруженный пружиной 16 с опорными шариками 15 и 17. Пружина и шарики закреплены регулировочным колпаком 14, навернутым на штуцер. К корпусу с помощью штуцера 24 крепится трубопровод, соединяющий регулятор с воздушным баллоном. При этом воздух проходит через сетчатый фильтр 25. В корпусе выполнен канал, соединяющий корпус регулятора с разгрузочным устройством компрессора, перекрываемый шариком 23. Сверху корпус закрывается кожухом 27, предотвращающим попадание пыли в механизм регулятора.

При работе компрессора, когда давление воздуха не превышает 0,56-0,6 МПа, шариковые клапаны 22 и 23 под давлением штока 18 опущены вниз, перекрывая поступление воздуха из баллонов в регулятор. Канал 21 сообщает разгрузочное устройство компрессора с атмосферой. Разгрузочное устройство не воздействует на клапаны и компрессор нагнетает воздух в баллоны. Когда давление воздуха в баллонах достигнет 0,7-0,74 МПа, шарики 23 и 22 поднимаются, сжимая через шток пружину 16 и закрывают боковой канал 21, разобщая таким путем разгрузочное устройство с атмосферой. При этом сжатый воздух из баллона поступает в канал А разгрузочного устройства, где воздействует на плунжеры 11, поднимает их, а они своими штоками поднимают впускные клапаны 8 и оба цилиндра компрессора через воздушную камеру сообщаются между собой и с атмосферой. Нагнетание воздуха в баллоны прекращается. При расходовании воздуха, когда давление в баллоне снижается до 0,56-0,6 МПа, пружина 16 через шток 18 закроет клапан 23, в это время верхний шарик 22 откроет канал 21, сообщая разгрузочное устройство с атмосферой, плунжеры 11 опустятся и прекратят давление на клапаны. Компрессор снова будет подавать воздух в баллоны. Для регулировки давления, при котором компрессор выключается из работы, изменяют количество регулировочных прокладок между седлом 20 регулятора и корпусом. Давление, при котором компрессор включается в работу, регулируют вращением колпака 14, изменяя упругость пружины 16.

Как устроены воздушные баллоны, что на них монтируется?

Воздушные баллоны представляют собой стальные цилиндрические резервуары емкостью 40 л каждый, закрепленные на раме автомобиля. С помощью трубопроводов они соединяются с компрессором и тормозным краном. В каждом баллоне установлен кран для отбора воздуха (при накачке шин, продувке системы питания) и клапан шарикового типа, предохраняющий баллоны от разрыва и вступающий в действие, когда давление достигает 0,9-0,95 МПа, например, в случае неисправности или заедания клапанов регулятора. Клапан срабатывает и выпускает избыточный воздух в атмосферу. Давление воздуха в баллонах и тормозных камерах контролируется манометрами, установленными на щитке приборов автомобиля.

***
Проверьте свои знания и ответьте на контрольные вопросы по теме «Тормозная система»

, , , , ,