Устройство автомобиля

Пособие по устройству автомобиля

 

Масляные фильтры грубой и тонкой очистки в системе смазки двигателя

Какое назначение масляных фильтров в системе смазки двигателя?

Масляные фильтры предназначены для очистки масла, циркулирующего в системе смазки. В систему смазки они могут включаться последовательно и параллельно. При последовательном включении фильтра через его фильтрующий элемент проходит все масло, подаваемое масляным насосом. Такие фильтры называют полнопоточными. При параллельном включении фильтра через его фильтрующий элемент проходит только 10-15% масла, подаваемого масляным насосом. Такие фильтры называют неполнопоточными.

Какие типы фильтрующих элементов используются в масляных фильтрах?

Фильтрующие элементы масляных фильтров автомобильных двигателей могут быть сетчатыми, пластинчато-щелевыми, бумажными, центробежными. Сетчатые фильтры устанавливаются в маслозаборниках и очищают масло от грубых частиц, которые могли бы повредить приборы смазки или ускорить их износ, а также износ трущихся поверхностей двигателя.

Как устроен пластинчато-щелевой фильтр и где он применяется?

Пластинчато-щелевой фильтр (рис.39, а) состоит из корпуса 13 (рис.39, б), в котором установлен центральный стержень 12 с набором чередующихся стальных пластин 5 и звездочек 4. В промежутки между ними входят очистительные пластины 2, установленные на стержне 3. Корпус снизу закрывается металлическим стаканом-отстойником 1 с пробкой 14 для слива отстоя. В корпусе выполнены маслоподводящий 6 и маслоотводящий 7 каналы и установлен перепускной шариковый клапан 8 с пружиной 9 и гайкой 10.

Масляный фильтр грубой очистки пластинчато-щелевого типа

Рис.39. Масляный фильтр грубой очистки пластинчато-щелевого типа:
а – фильтр в сборе; б – детали фильтра.

Очищается масло в фильтре так. Масло, подаваемое насосом, проходит по каналу 6 в стакан-отстойник, где вода, песок осаждаются, а оно проходит между щелями пластин, очищается и по каналу 7 направляется в, главную масляную магистраль и на смазку деталей двигателя. Осевшие частицы грязи при проворачивании стержня 12 за рукоятку 11 очистительными, пластинами 2 снимаются и опускаются в стакан-отстойник, откуда периодически удаляются, а пластины промываются в бензине. В случае засорения пластин или при сильном загустевании масла в холодное время года, когда оно не может пройти в щели между пластинами, в работу включается перепускной клапан 8. Под давлением масла шарик поднимается, сжимая пружину 9, и пропускает неочищенное масло в канал 7 и далее в главную масляную магистраль.

Так как пластинчато-щелевые фильтры очищают масло только от грубых частиц и не задерживают более мелкие и смолистые вещества, то параллельно такому фильтру устанавливают фильтр тонкой очистки. Он пропускает через себя 10-15 % масла, подаваемого насосом, но за 11,5 ч работы двигателя через него проходит все масло, находящееся в поддоне картера двигателя.

Как устроен и работает фильтр тонкой очистки масла?

Фильтр тонкой очистки масла типа АСФО (автомобильный супер-фильтр-отстойник) состоит из корпуса 5 (рис.40), в котором установлена центральная трубка 7 с калиброванным отверстием 9 диаметром 1,5 мм. На трубку устанавливается фильтрующий элемент 6, набранный из картонных пластин 1 и 2. На пластине 2 выполнены радиальные канавки для прохода масла. Сверху и снизу пластины закрываются крышками и стягиваются металлическими скобами 13. Корпус маслофильтра закрывается крышкой 10 и зажимается болтом 12, ввернутым в центральную трубку. Сверху и снизу фильтрующий элемент уплотняется прокладками. Кроме того, сверху на элемент воздействует пружина 11, прижимая его к нижней опоре центральной трубки. Масло подводится в корпус фильтра па трубопроводу через резьбовое отверстие 9 и очищенное отводится через штуцер 3. Для слива отстоя и осадков предусмотрено сливное отверстие, закрываемое пробкой 4. В нижней крышке фильтрующего элемента выполнено перепускное отверстие 14, через которое проходит неочищенная часть масла к центральной трубке, далее через калиброванное отверстие 9 попадает вместе с очищенным маслом в центральную трубку и сливается в поддон картера двигателя.

Масляный фильтр тонкой очистки типа АСФО

Рис.40. Масляный фильтр тонкой очистки типа АСФО.

Работает фильтр так. При работе двигателя часть масла, пройдя фильтр грубой очистки, из главной масляной магистрали по трубопроводу 8 подводится в корпус фильтра, где проходя па радиальным канавкам и через поры в картоне пластин 1 и 2 очищается и по центральной трубке и отводящему штуцеру 3 стекает в поддон картера. Наличие перепускного отверстия 14 стабилизирует работу фильтра и способствует скорейшему прогреву масла в холодное время гада. Калиброванное отверстие 9 в центральной трубке предотвращает избыточное поступление масла в центральную трубку и таким путем способствует его плавному прохождению через фильтрующие пластины и лучшей очистке. В процессе работы двигателя фильтрующий элемент загрязняется и его заменяют новым (обычно при смене масла в поддоне картера двигателя). Такая очистка масла применяется на выпускавшихся автомобилях УАЗ, ГАЗ-21, ГАЗ-51А.

***
Проверьте свои знания и ответьте на контрольные вопросы по теме «Система смазки двигателя»

, , , ,

Смотрите также:

Обработка топлива eurogas.ua фильтрами. Жидкая фаза очистки оптимизирует работу ГБО автомобиля