Устройство автомобиля

Пособие по устройству автомобиля

 

Насос системы охлаждения

Как устроен и работает насос системы охлаждения?

Насос служит для создания принудительной циркуляции охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя. На автомобильных двигателях устанавливают насосы центробежного типа, имеющие большую подачу при небольших размерах. Насос двигателя автомобиля ЗИЛ-130 (рис.29) состоит из корпуса 1 с подводящим патрубком 4 и уплотнительной прокладкой 2, в котором на двух шарикоподшипниках 9 и распорной втулке 10 установлен вал 8. На одном конце вала жестко закреплена крыльчатка 3, на другом – ступица 13 со шкивом 14 привода вала и вентилятор 15, создающий воздушный поток, проходящий через радиатор. Подшипники вала удерживаются стопорным кольцом 11. Шкив опирается на втулку 12.

Водяной насос и вентилятор

Рис.29. Водяной насос и вентилятор.

Для предотвращения утечки жидкости в местах выхода вала из корпуса на валу устанавливается самоподжимающийся сальник, состоящий из текстолитовой шайбы 6, резиновой манжеты 5 и обоймы 7 с пружиной и запорным кольцом. Сальник вращается вместе с крыльчаткой 3, так как в прорези крыльчатки входят шайбы 6 и обойма 7. Манжета 5 плотно обхватывает вал и прижимается к шайбе, предотвращая утечку жидкости. При износе сальника жидкость постепенно начинает просачиваться через специальное отверстие в корпусе насоса, что сигнализирует о необходимости замены сальника.

Работает насос так. При вращении коленчатого вала крутящий момент с помощью приводного ремня передается на шкив 14 вала насоса, приводя его во вращение. При этом крыльчатка 3 захватывает жидкость, подводящуюся по шлангу и патрубку 4 из радиатора, и подает ее в рубашку охлаждения. Там она охлаждает нагретые детали и по отводящему шлангу возвращается в верхний бачок радиатора, где, опускаясь, охлаждается и снова поступает в насос.

Вместе с валом насоса вращается вентилятор. Он обычно имеет четыре или шесть лопастей, изготовленных из листовой стали (грузовые автомобили) или пластмассы (легковые автомобили). Для снижения шума их располагают Х-образно под углом 70 или 110°. Концы лопастей отогнутые, что улучшает вентиляцию подкапотного пространства и повышает производительность вентилятора.

На некоторых двигателях с целью уменьшения расхода мощности на привод вентилятора и обеспечения автоматического регулирования теплового режима двигателя вентилятор автоматически включается с помощью электромагнитной муфты (первые выпуски автомобилей ГАЗ-24 «Волга»}, гидравлической муфты (автомобили КамАЗ) или автономного электродвигателя (ВАЗ-2106) только тогда, когда температура охлаждающей жидкости достигнет 80-85°С.

***
Проверьте свои знания и ответьте на контрольные вопросы по теме «Система охлаждения»

, , , ,