Устройство автомобиля

Пособие по устройству автомобиля

 

Неисправности аккумуляторной батареи

Какие неисправности могут возникнуть в аккумуляторной батарее?

К основным неисправностям аккумуляторной батареи относятся: окисление выводных штырей и клемм, подтекание электролита через трещины в баке, повышенный саморазряд, внутреннее короткое замыкание пластин, их сульфатация.

Какие причины окисления штырей и клемм и как их устраняют?

Штыри и клеммы окисляются при попадании на них паров электролита. Для удаления окислов мелкой наждачной стеклянной бумагой зачищают выводные штыри и клеммы. Выявляют трещины на мастике и паяльником прогревают эти места до расплавления мастики. Устанавливают клеммы на штыри, хорошо закрепляют, а затем смазывают их тонким слоем технического вазелина. Подтягивают крепление проводов, соединяющих клеммы с массой и стартером.

Какие причины подтекания электролита и как их устраняют?

Подтекание электролита происходит из-за образования трещин на баке при недостаточном креплении батареи на автомобиле или падении ее. Такую батарею лучше сдать в ремонтную мастерскую. Если это невозможно, то выливают остаток электролита, протирают и просушивают бак, а затем расширяют острым предметом трещину и заливают ее эпоксидной смолой.

Какие причины повышенного саморазряда батареи и как их устраняют?

Повышенный саморазряд аккумуляторной батареи может быть от загрязнения поверхности батареи электролитом, водой, грязью, попадания внутрь ее металлических предметов или частиц, образующих гальванические пары, применения для доливания электролита недистиллированной воды. Чтобы устранить саморазряд, протирают поверхность батареи, удаляют металлические предметы, а при необходимости заменяют и электролит с промывкой батареи дистиллированной водой.

Какие причины вызывают внутреннее короткое замыкание пластин и как их устраняют?

Короткое замыкание пластин возникает при неисправности сепараторов, короблении пластин во время разрядки токами большой силы (длительное пользование стартером, проба на искру). На коробленной пластине появляются трещины, а затем выпадает активная масса, которая, опускаясь вниз в виде шлама, заполняет ребра и соединяет отрицательные пластины с положительными, что ведет к еще большей силе разрядных токов и выходу батареи из строя. Такую батарею необходимо сдать в ремонт. Если такой возможности нет, то следует разрезать соединительные перемычки данного аккумулятора, снять мастику и вынуть его из бака. Слить электролит, удалить шлам и заменить поврежденные пластины и сепараторы. Установить аккумулятор на место, запаять соединительные перемычки, залить мастику, а затем и электролит. Подзарядить аккумуляторную батарею.

Что такое сульфатация пластин и какие причины ее образования?

Сульфатация пластин – это поверхностное покрытие пластин крупнокристаллическим сернокислым свинцом в виде белого налета. Крупные кристаллы сульфата свинца закрывают поры активной массы, препятствуя проникновению электролита и формированию активной массы при зарядке. Сопротивление батареи резко возрастает. Активная поверхность пластин уменьшается, вызывая снижение емкости батареи. Признаком сульфатации пластин является то, что батарея быстро заряжается, то есть в ней быстро повышаются напряжение и температура электролита, происходит бурное газовыделение, а плотность электролита повышается незначительно. При установке такой батареи на автомобиль и включении потребителей (стартера) она тут же разряжается из-за малой емкости.

Причинами сульфатации пластин есть разряд батареи ниже 10,2 В, длительное хранение ее в разряженном состоянии, недостаточная плотность электролита, низкий уровень электролита или его отсутствие.

Как устраняют небольшую сульфатацию пластин?

Небольшую сульфатацию пластин можно устранить проведением одного или нескольких циклов «заряд – разряд». Для этого аккумуляторную батарею полностью заряжают и доводят плотность электролита в каждом аккумуляторе до 1,285 г/см3, доливая электролит плотностью 1,4 г/см3 или дистиллированную воду. Затем батарею разряжают через лампу силой тока 4-5 А до напряжения 1,7 В в каждом аккумуляторе, определяют разрядную емкость и приводят ее к температуре 30°С по формуле:

емкость аккумуляторной батареи

где ЕД – емкость аккумуляторной батареи, приведенная к +30°С, А·ч; ЕР – разрядная емкость аккумуляторной батареи, полученная умножением силы разрядного тока на время разрядки в часах, А·ч; t – средняя температура электролита в аккумуляторах во время разрядки, °С; 0,01 – температурный коэффициент емкости.

Если действительная емкость будет не менее 80% номинальной, батарею снова заряжают и устанавливают на автомобиль. Этот цикл рекомендуется применять после 6 месяцев хранения батареи и перед длительным ее хранением.

Как и чем проверяют уровень и плотность электролита?

Проверяют уровень электролита в каждом аккумуляторе с помощью стеклянной трубки внутренним диаметром 3-5 мм, открытой с обоих концов (рис.88, а).

Приборы для проверни уровня (а) и плотности (в) электролита, напряжения (б) аккумулятора

Рис.88. Приборы для проверни уровня (а) и плотности (в) электролита, напряжения (б) аккумулятора.

Для контроля уровня трубку опускают в аккумулятор до упора в предохранительную сетку, а затем, закрыв ее пальцем, вынимают. Столбик жидкости в трубке укажет на уровень электролита в данном аккумуляторе. В случае его понижения необходимо долить чистой дистиллированной воды (доливать лучше перед выездом на линию или перед зарядкой батареи с тем, чтобы вода хорошо перемешалась с электролитом). Если уровень понизился из-за вытекания электролита (трещины бака, опрокидывание батареи), то доливают не воду, а электролит такой же плотности, что и в остальных аккумуляторах. При отсутствии стеклянной трубки уровень электролита можно проверить чистой эбонитовой или деревянной палочкой.

Ареометром или денсиметром проверяют плотность электролита в каждом аккумуляторе (рис.88, в). По плотности электролита можно судить о степени заряженности аккумуляторной батареи, руководствуясь данными таблицы 8. Необходимо помнить, что температура замерзания электролита зависит от его плотности. Если плотность снизилась до 1,1 г/см3, то он замерзнет в батарее при температуре -7°С; при 1,22 -37; 1,31 -66°С. Замерзая, электролит расширяется и разрушает бак. Батарея выходит из строя. Поэтому при хранении автомобиля на улице в холодное время года рекомендуется на ночь снимать аккумуляторную батарею и хранить ее в теплом помещении.

8. Плотность электролита (г/см3), приведенная к 15°С в зависимости от степени заряженности аккумуляторной батареи, %

Степень заряженности

100

75

50

1,31
1,29
1,27
1,25

1,27
1,25
1,23
1,21

1,23
1,21
1,19
1,17

Какое назначение нагрузочной вилки, как она устроена и работает?

Нагрузочная вилка («пробиик») служит для измерения напряжения в каждом аккумуляторе. Она состоит (рис.88, б) из двух контактных ножек, рукоятки, нагрузочного сопротивления и вольтметра. В нагрузочной вилке НИИАТ ЛЭ-2 имеются два сопротивления: одно из них включают при проверке батарей емкостью 44-65 А·ч, другое – емкостью 70-100 А·ч. Сопротивление подключается при помощи зажимов. Нагрузочную вилку включают плотным прижиманием ножек к выводам проверяемого аккумулятора в течение 5 с. В конце пятой секунды считывают показания вольтметра. При исправной и заряженной батарее напряжение будет 1,7-2,0 В. Если оно меньше, то батарею сдают на зарядку или в ремонт.

***
Проверьте свои знания и ответьте на контрольные вопросы по теме «Источники электрического тока на автомобиле»

, , , , , , ,

Смотрите также: