Устройство автомобиля

Пособие по устройству автомобиля

 

Предохранители

Какое назначение предохранителей на автомобиле?

Предохранители предназначены для защиты изоляции проводов и приборов от перегорания, а аккумуляторной батареи от чрезмерной разрядки в случае короткого замыкания в цепи электрооборудования автомобиля. Предохранители могут быть плавкими или тепловыми (термобиметаллическими), многократного и однократного действия.

Как устроен плавкий предохранитель?

Плавкий предохранитель (рис.122, а) состоит из проволочки 4 заданного сечения, смонтированной на текстолитовой вставке 2 и изготовленной из сплава олова и свинца или меди и рассчитанной на определенную силу тока. Вставка устанавливается на панели 1 и последовательно включается в цепь защищаемого прибора. По проволочке проходит ток, питающий потребитель. В случае короткого замыкания в этой цепи сила тока резко возрастает, проволочка нагревается и плавится, прерывая цепь, и прибор отключается. Чтобы снова включить прибор в цепь, необходимо выявить и устранить неисправность, вызвавшую короткое замыкание, установить новую проволочку, взяв запасную 3. Плавкие предохранители устанавливаются на автомобиле УАЗ.

Предохранители:  а – плавкие; б – тепловой многократного действия; в – однократного действия

Рис.122. Предохранители:
а – плавкие; б – тепловой многократного действия; в – однократного действия.

Как устроен и работает тепловой предохранитель многократного действия?

Термобиметаллический предохранитель многократного действия (рис.122, б) состоит из двух пластин 7 и 8, на концах которых имеются серебряные контакты 5 и 6. Пластина 7 биметаллическая, т. е. изготовлена из двух металлов с разным коэффициентом линейного расширения. Под действием упругости биметаллической пластины контакты стремятся находиться в сомкнутом состоянии (положение I) и пропускают ток к потребителю. При коротком замыкании в цепи, сила тока резко возрастает, биметаллическая пластина нагревается, выгибается и размыкает контакты, прерывая цепь, и отключает потребитель от источника тока (положение II). Биметаллическая пластина остывает, так как ток по ней не проходит, выпрямляется и опять замыкает контакты, снова проходит ток и включается потребитель, пластина опять нагревается, выгибается и размыкает контакты, прерывая цепь. Такой предохранитель устанавливают в цепи света фар. Поэтому при его срабатывании будет частое включение и выключение света (мигание), а в кабине автомобиля слышны характерные щелчки. В этом случае необходимо остановить автомобиль, выявить и устранить неисправность.

Как устроен и работает тепловой предохранитель однократного действия?

Тепловой предохранитель однократного действия (рис.122, в) состоит из изолированного корпуса 11, в котором установлена биметаллическая пластина 12 с контактами 13. Под действием пластины контакты прижимаются к токоподводящим клеммам 14. Над биметаллической пластиной смонтирована кнопка 9 с пружиной 10. При исправной цепи ток проходит через биметаллическую пластину и прибор работает (положение I). В случае короткого замыкания биметаллическая пластина нагревается и выгибается, размыкая цепь и включая прибор (положение II). После остывания пластина не возвращается в исходное положение и контакты остаются разомкнутыми даже и после устранения неисправности. Для замыкания контактов необходимо нажать кнопку 9 и отпустить. Пружина 10 удерживает ее в верхнем (ненажатом) состоянии.

***
Проверьте свои знания и ответьте на контрольные вопросы по теме «Приборы освещения»

, , , , , ,