Устройство автомобиля

Пособие по устройству автомобиля

 

Система охлаждения двигателя МеМЗ

Система охлаждения двигателя МеМЗ автомобиля «Запорожец» состоит из: осевого нагнетающего вентилятора, выполненного в одном узле с генератором, кожухов системы вентиляции, дефлектора и системы терморегулирования. Дефлектор обеспечивает необходимое распределение воздушного потока. Система терморегулирования предназначена для поддержания нормального теплового режима двигателя при различных температурных условиях. Состоит она из двух воздухоотводящих рукавов (по одному рукаву на два цилиндра) и двух заслонок, приводимых в действие жидкостными термостатами.

При пуске холодного двигателя заслонки перекрывают выход наружу охлаждающего потока воздуха, направляя его в отсек двигателя до тех пор, пока двигатель не прогреется. По мере прогрева двигателя нагретый воздух воздействует на термостаты, которые постепенно открывают заслонки и пропускают часть воздуха наружу.

Уход за системой охлаждения заключается в проверке уровня охлаждающей жидкости в радиаторе, натяжении ремня вентилятора и в периодичной промывке системы охлаждения. На автомобиле «Запорожец», кроме проверки и регулировки натяжения ремня вентилятора, в воздухоподводящих рукавах проверяют и регулируют положение заслонок.

Натяжение ремня производится изменением положения генератора. При нажатии на ремень с усилием в 3-4 кГ на участке между шкивами вентилятора и генератора прогиб ремня должен составить 10-15 мм. На двигателе автомобиля «Запорожец» эту регулировку производят изменением количества шайб с внутренней стороны шкива (рис.1).

Регулировка натяжения ремня вентилятора двигателя автомобиля «Запорожец»

Рис.1. Регулировка натяжения ремня вентилятора двигателя автомобиля «Запорожец»:
1 – наружная половина шкива, 2 – ремень, 3 – ступица, 4 – внутренняя половина шкива, 5 – регулировочная шайба, 6 – колпачок, 7 – гайка.

Для предотвращения образования в системе охлаждения коррозии и накипи, а также в качестве антифриза применяется раствор специальной жидкости ТОСОЛ-А или другие, отвечающие этим требованиям. Периодичность смены охлаждающей жидкости – 60 тысяч км пробега автомобиля.

Во время эксплуатации автомобиля в трубках радиатора и в водяной рубашке двигателя откладывается накипь, приводящая к перегреву двигателя. Для промывки радиатора его снимают с автомобиля и заполняют 10%-ным раствором едкого натрия (каустическая сода), предварительно нагретого до температуры 90°С. Через 30 минут промывочный раствор сливают, а затем в течение 30 минут радиатор промывают горячей водой с сжатым воздухом в направлении, обратном циркуляции жидкости. Воду с сжатым воздухом подают к патрубку нижнего бачка радиатора под давлением 1 кГ/см2.

Промывать водяную рубашку раствором едкого натрия не рекомендуется, так как это приводит к разъеданию деталей, отлитых из алюминиевого сплава.

Для промывки систем охлаждения можно использовать раствор хромпика из расчета 6-8 г на 1 литр воды. Приготовленным раствором заполняют систему охлаждения и работают на этом растворе в течение месяца, затем раствор сливают и систему заполняют водой или специальной низкозамерзающей жидкостью. Вода для системы охлаждения должна быть чистой и мягкой.

, , , , , ,