Устройство автомобиля

Пособие по устройству автомобиля

 

Стояночная тормозная система автомобиля ГАЗ-24 «Волга»

Какое назначение стояночной тормозной системы на автомобиле?

Стояночная тормозная система служит для удержания автомобиля неподвижным относительно дороги. На всех автомобилях стояночная тормозная система имеет механический привод как наиболее надежный. Если стояночная тормозная система воздействует на колодки рабочего тормоза, то он выполняет функции и запасной тормозной системы.

Как устроена и работает стояночная тормозная система автомобиля ГАЗ-24 «Волга»?

В устройство стояночной тормозной системы автомобиля ГАЗ-24 «Волга» (рис.152) входят: рукоятка 1 с запирающим устройством, установленная справа от водителя. С рукояткой соединен трос 3, перекинутый через ролики 2. Трос вторым концом соединяется с промежуточным рычагом 4, который шарнирно прикреплен под полом кузова. На рычаг воздействует оттяжная пружина 5. С рычагом тягой 6 соединяется уравнитель 7. На тяге нарезана резьба и навернута регулировочная гайка и контргайка для регулировки натяжения тросов 8. К уравнителю крепятся тросы 8, поддерживаемые кронштейнами 9 с пластмассовыми втулками. Вторыми концами тросы соединяются с приводными рычагами 17 колесного тормоза. Приводной рычаг 17 крепится пальцем 15 к задней тормозной колодке 16. В рычаг упирается разжимной стержень 14, который вторым концом соединен через маятниковый рычаг 11 со второй тормозной колодкой 12. На этой колодке установлен эксцентрик 10 для регулировки зазора между разжимным стержнем и рычагом, появляющимся вследствие естественного износа.

Стояночный тормоз автомобиля ГАЗ-24 «Волга»

Рис.152. Стояночный тормоз автомобиля ГАЗ-24 «Волга»:
а – общее устройство; б – тормозной механизм.

Работает стояночная тормозная система так. При вытягивании рукоятки 1 на себя усилие передается на трос 3, промежуточный рычаг 4, тягу 6, уравнитель 7, который одновременно натягивает оба троса 8. Тросы 8 перемешают рычаги 17 влево и воздействуют на разжимной стержень 14, который прижимает левую колодку 12 к тормозному барабану. Когда она прижмется, разжимной стержень 14 становится опорой для приводного рычага 17 и он, поворачиваясь относительно стержня, верхним концом перемещает заднюю колодку 16 вправо и прижимает ее к тормозному барабану. Теперь обе колодки прижаты к тормозному барабану, между ними создается сила трения, удерживающая автомобиль в заторможенном состоянии. На рукоятке 1 предусмотрено запорное устройство, удерживающее рукоятку в заторможенном положении. Для растормаживания автомобиля рукоятку 1 необходимо повернуть на 90° по часовой стрелке и опустить ее вперед до отказа. При этом оттяжная пружина 5 возвращает промежуточный рычаг 4 в исходное положение, передача усилий на приводной рычаг, разжимной стержень и тормозные колодки прекращается, стяжная пружина 13 возвращает колодки в первоначальное положение, между колодками и барабаном образуется зазор, колеса растормаживаются и автомобиль может двигаться.

Таким образом, усилие от руки водителя передается через систему тяг на тормозные колодки колесного тормоза, т. е. на те же колодки, на которые воздействует и рабочая тормозная система от тормозной педали через гидравлический тормозной привод.

Поэтому в случае неисправности гидравлического тормозного привода можно пользоваться стояночной тормозной системой для торможения движущегося автомобиля. Следовательно, такая тормозная система является запасной с механическим приводом.

***
Проверьте свои знания и ответьте на контрольные вопросы по теме «Тормозная система»

, , ,