Устройство автомобиля

Пособие по устройству автомобиля

 

Стояночная тормозная система автомобиля ГАЗ-53А

Как устроена и работает стояночная тормозная система автомобиля ГАЗ-53А?

Стояночная тормозная система автомобиля ГАЗ-53А (рис.153) состоит из опорного тормозного диска 1, прикрепляемого к крышке вторичного вала коробки передач. На диске смонтировано разжимное устройство с разжимным стержнем 2, в выточки которого свободно установлены два шарика 3 и два толкателя 4, которые своими вторыми концами соединены с тормозными колодками 8 с фрикционными накладками. Колодки нижними концами опираются на конус 10 регулировочного устройства, квадрат 11 которого выведен наружу, что позволяет регулировать зазор между колодками и барабаном, не разбирая тормоз. Колодки вверху и внизу стягиваются стяжными пружинами 5. Вокруг колодок вращается тормозной барабан 6, закрепленный на карданном валу автомобиля. В разжимной стержень может упираться рычаг 13, установленный на оси. Другой конец рычага соединяется с тягой 12 и крепится регулировочной гайкой 9 с контргайкой, что позволяет регулировать свободный ход рычага. Тяга 12 вторым концом соединяется с рукояткой 15, выведенной в кабину автомобиля. На рукоятке имеется запорное устройство 14 с кнопкой 16.

Стояночная тормозная система автомобиля ГАЗ-53А

Рис.153. Стояночная тормозная система автомобиля ГАЗ-53А.

Работает стояночная тормозная система так. При вытягивании рукоятки 15 на себя усилие передается через тягу 12 на рычаг 13, а он, поворачиваясь на оси, вторым концом упирается в стержень 2 и вдвигает его в корпус разжимного устройства. В это время шарики 3 воздействуют на толкатели 4 и прижимают колодки 8 к тормозному барабану 6, растягивая пружины 5. Между колодками и барабаном возникает сила трения, удерживая автомобиль в заторможенном состоянии. Запорное устройство 14 фиксирует рукоятку, и автомобиль может находиться в этом положении как угодно долго. Чтобы продолжать движение, необходимо рукоятку 15 несколько потянуть на себя, нажать кнопку 16 и отпустить рукоятку вперед до отказа. При этом рычаг 13 прекращает давление на стержень 2 и он возвращается в исходное положение. Пружины 5 стягивают колодки, между ними и барабаном образуется зазор, и автомобиль может двигаться.

***
Проверьте свои знания и ответьте на контрольные вопросы по теме «Тормозная система»

, ,

Смотрите также: