Устройство автомобиля

Пособие по устройству автомобиля

 

Свечи зажигания

Какое назначение свечи зажигания, как она устроена и работает?

Свеча зажигания служит для образования электрической искры непосредственно в цилиндре двигателя. На современных двигателях устанавливают неразборные искровые свечи зажигания. Такая свеча состоит (рис.100) из стального корпуса с резьбой 9 для ввертывания ее в головку блока цилиндров. На корпусе выполнены грани 5 под ключ и припаян боковой электрод 11. Вдоль оси свечи проходит центральный электрод 10 с токопроводящим стеклогерметиком 4 и контактной головкой 3, на которую может быть навернут наконечник 1, установленный в изоляторе 2, изготовленном из уралита, хилумина, синоксаля или боркорунда. Изолятор в корпусе уплотняется прокладками 6. Между центральным и боковым электродами устанавливают зазор 0,6-0.9 мм при батарейном зажигании и 1-1,2 мм при транзисторном зажигании. Зазор проверяют круглым щупом и регулируют подгибанием бокового электрода. Изолятор в корпусе завальцовывают кромкой корпуса, а между корпусом и головкой блока устанавливают медную прокладку 8. На контактную головку 3 одевают провод высокого напряжения с помехоподавительным сопротивлением. Ток высокого напряжения, подведенный к центральному электроду, проходит на боковой электрод в виде искры и воспламеняет сжатую горючую смесь в цилиндре двигателя.

Свечи зажигания

Рис.100. Свечи зажигания:
а – горячие; б – холодные.

Свеча работает в трудных условиях, она испытывает переменные механические, тепловые и электрические нагрузки. Продукты сгорания горючей смеси вызывают коррозию электродов свечи, кроме того, они подвергаются электрической эрозии. Поэтому центральный электрод изготавливают из хрома или хромоникелевого сплава; боковой – из никельмарганцевого сплава. Выступающая часть изолятора в корпусе свечи от центрального электрода до уплотнения в корпусе называется юбочкой 7 свечи. Свеча с длинной юбочкой называется «горячей» и устанавливается на тихоходных двигателях с небольшой степенью сжатия (рис.100. а), а с короткой юбочкой – «холодной» и устанавливается на быстроходных двигателях с высокой степенью сжатия (рис.100, б). Поэтому для каждого типа двигателя подбирают свои свечи. По ГОСТ 2043-74 под калильным числом свечи зажигания подразумевается условная величина, пропорциональная среднему индикаторному давлению (среднее давление газов на поршень в течение полного цикла), при котором во время испытания свечи зажигания на моторной тарировочной установке в цилиндре двигателя начинает появляться калильное зажигание, т. е. зажигание горючей смеси от тепла перегретой части свечи, поршня и т. п. Калильное зажигание вызывает перегрев двигателя, снижение его мощности и экономичности. ГОСТ 2043-74 установил такой ряд калильных чисел: 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26. На рисунке 100 показаны формы юбочки свечи с различным калильным числом. Причем свечи с калильным числом 10 и 14 относят к «горячим», остальные – к «холодным».

Все свечи имеют метрическую резьбу, буквенное и числовое обозначение. Первая буква обозначает диаметр ввертываемой части свечи: А – соответствует резьбе М14×1,25; М – резьбе М18×1,5. Цифры после букв указывают на калильное число свечи; последующая буква после цифр – на длину резьбовой части корпуса свечи; (Н – 11 мм, Д – 19 мм), буква Т указывает, что соединение изолятор – центральный электрод герметизированы термоцементом. Если юбочка свечи выступает за корпус свечи, то в обозначении ставят букву В. Свеча с длиной резьбовой части 12 мм и свеча, в которой юбочка не выступает за корпус и герметизация выполнена не термоцементом, дополнительной буквой не обозначается. Например, свеча А17ДВ расшифровывается так: диаметр резьбы М14×1,25; калильное число 17; Д – длине резьбовой части 19 мм; В – юбочка выступает за корпус свечи. Свеча М8Т имеет резьбу М18×1,5, калильное число 8, длину резьбовой части 12 мм, юбочку, не выступающую за корпус свечи, и герметизацию, выполненную термоцементом. Если при работе двигателя температура юбочки свечи находится в пределах 500-600°С, то свеча самоочищается, т. е. масло, попадающее на нее, сгорает почти без образования нагара. При меньшей температуре масло сгорает с отложением нагара на юбочке свечи и электродах. Нагар проводит ток из центрального электрода на боковой или на корпус без образования искры. Такая свеча не зажигает горючую смесь и нуждается в очистке от нагара. Если температура юбочки свечи повышается до 800-900°С, то возникает калильное зажигание, которое сопровождается стуками в двигателе и снижением его мощности. Признаками перегрева свечи является белый цвет юбочки и образование пузырей оплавленной глазури и металла. Температура юбочки свечи зависит от степени сжатия, частоты вращения коленчатого вала и от возможности отвода тепла от свечи, т. е. от ее охлаждения. Следовательно, тепловая характеристика свечей зажигания должна соответствовать тепловому режиму работы двигателя.

***
Проверьте свои знания и ответьте на контрольные вопросы по теме «Система электрического зажигания»

, , , , ,

Смотрите также:

Описание нового Hyundai Equus.