Устройство автомобиля

Пособие по устройству автомобиля

 

Установка управляемых колес

Как должны быть установлены передние управляемые колеса?

Передние управляемые колеса должны быть установлены так, чтобы они занимали строго определенное положение относительно продольной оси автомобиля и осей шкворней. Положение передних колес определяется углами их установки и наклонами шкворней поворотных цапф. Правильная установка управляемых колес облегчает управление автомобилем, повышает безопасность движения, увеличивает срок службы переднего моста, шин и определяется углами продольного γ и поперечного β наклона шкворня, углом α развала и схождением колес.

Как образуется угол продольного наклона шкворня?

Угол γ продольного наклона шкворня (рис.143, а) образован между вертикалью и осью шкворня. Верхняя часть шкворня отклонена назад, а нижний конец вынесен вперед относительно вертикали, Точка пересечения его оси с дорогой лежит впереди точки касания колеса с дорогой на расстоянии С. Поэтому при повороте колеса появляется стабилизирующий момент, стремящийся возвратить колеса в положение, соответствующее прямолинейному движению. Величина этого момента определяется как произведение боковой реакции от центробежной силы на плечо, равное расстоянию С. Продольный наклон шкворня обычно находится в пределах 0-4° и устанавливается на заводе-изготовителе. На грузовых автомобилях в процессе эксплуатации он не регулируется, на ГАЗ-24 «Волга» – регулируется.

Углы установки управляемых колес

Рис.143. Углы установки управляемых колес:
а – продольный наклон шкворня; б – поперечный наклон шкворня и развал колес; в – схождение колес.

Как образуется угол поперечного наклона шкворня?

Угол β поперечного наклона шкворня (рис.143, б) образуется между вертикалью и осью шкворня (верхняя часть которого отклонена, внутрь) и способствует стабилизации управляемых колес. Благодаря поперечному наклону шкворня при повороте автомобиля происходит небольшой подъем передней части рамы над осью. Поэтому под действием массы автомобиля колесо стремится вернуться в положение, соответствующее прямолинейному движению. Кроме того, наличие поперечного наклона шкворня уменьшает величину плеча С, благодаря чему сокращается величина момента, который необходимо приложить при поворачивании колеса, а следовательно, уменьшается усилие, затрачиваемое водителем на управление автомобилем. Величина поперечного наклона шкворня находится в пределах 2,5-8° и в процессе эксплуатации автомобиля не регулируется.

Как определяется угол развала колес?

Угол развала колес α определяется отклонением колеса от его вертикального положения (рис.143, б). Обычно это, отклонение идет наружу, тогда развал считается положительным; если вовнутрь – отрицательным. Развал колес уменьшает расстояние от точки касания колеса с землей до точки пересечения с землей оси поворота колес, вследствие чего облегчается поворот автомобиля. При наличии развала, кроме того, на ступице колеса создается осевая сила, разгружающая наружный подшипник и гайку крепления ступицы. Развал колес достигается наклоном оси поворотной цапфы и находится в пределах 0-2°. На грузовых автомобилях он не регулируется, на легковых – регулируется.

Что подразумевается под схождением колес?

Под схождением колес (рис.143, в) подразумевается такая их установка в горизонтальной плоскости, при которой расстояние между шинами или дисками колес, замеренное раздвижной линейкой на уровне оси колеса, спереди (Б) меньше, чем сзади (А), на 1,5-12 мм. Такая установка колес предотвращает возможность их разворачивания при движении из-за развала и наличия зазоров в подшипниках ступиц колес, шкворней и их подшипников, поэтому они катятся прямолинейно. Схождение колес в процессе эксплуатации регулируют изменением длины поперечной рулевой тяги (грузовые автомобили) или боковых тяг (ГАЗ-24 «Волга»). Схождение находится в таких пределах: ГАЗ-24 «Волга» – 1,5-3 мм; ГАЗ-53А – 0-3 мм; ЗИЛ-130 и КамАЗ-5320 – 2-5 мм.

***
Проверьте свои знания и ответьте на контрольные вопросы по теме «Передний мост и рулевое управление автомобиля»

, , , , ,