Устройство автомобиля

Пособие по устройству автомобиля

 

Звуковой сигнал

Какое назначение звукового сигнала и какого типа он бывает?

Звуковой сигнал предназначен для предупреждения пешеходов о наезде, а водителей транспортных средств об обгоне.

На автомобилях устанавливают электрические вибрационные и (реже) электропневматические звуковые сигналы. По характеру звучания их подразделяют на тональные, устанавливаемые на легковых автомобилях, автобусах большой вместимости и грузовых автомобилях большой грузоподъемности, и шумовые, устанавливаемые на грузовых автомобилях средней и небольшой грузоподъемности, мотоциклах и других транспортных средствах.

Наибольшее распространение на автомобилях получили электрические вибрационные звуковые сигналы, обладающие хорошим звучанием, сравнительно малой мощности (40-60 Вт) и недорогие в изготовлении.

Как устроен электрический тональный звуковой сигнал?

Электрический тональный звуковой сигнал с резонаторами в виде улиток (рис.105, а) состоит из корпуса 11 и резонатора 13; между которыми зажата стальная упругая мембрана 1, с которой жестко соединен якорь 10. На корпусе закреплен сердечник 6, на котором намотана обмотка 3. Один конец обмотки соединяется с подвижным контактом 8 на пружинной стойке 9, изолированной от «массы», второй конец – через выводную клемму 2 со стойкой 17 реле включения 18. Подвижный контакт прижимается к неподвижному, укрепленному на пластине 5, соединенной с «массой» автомобиля. Пластина 5 на стержне закреплена регулировочными гайками 4, позволяющими регулировать звук сигнала. В выточку якоря 10 упирается толкатель 7, который при работе сигнала может упираться в пружинную пластину 9 и отводить (размыкать) подвижный контакт от неподвижного, прерывая цепь тока в обмотке 3. Параллельно контактам включен конденсатор или искрогасящее сопротивление 19, уменьшающее искрение между контактами, предотвращая их подгорание. Сигнал крепится через рессорную подвеску 12, что исключает дребезжание звука.

Звуковой сигнал

Рис.105. Звуковой сигнал:
а – устройство; б – схема.

Как работает электрический звуковой сигнал?

Работа электрического тонального звукового сигнала (рис.105, б) заключается в следующем. При нажатии на кнопку 20, установленную на рулевом колесе, срабатывает реле включения 18. Цепь тока: отрицательная клемма батареи 21 – «масса» – замкнутые контакты нажатой кнопки – по изолированному проводу на обмотку 15 реле включения – предохранитель 23 – амперметр 22 – положительная клемма батареи. Ток, проходя по обмотке 15, намагничивает сердечник, который притягивает якорек 16, и контакты 17 замыкаются, замыкая основную электрическую цепь звуковых сигналов. Теперь ток пойдет по цепи: отрицательная клемма батареи 21 – «масса» – неподвижный контакт звукового сигнала – подвижный контакт 8 – обмотка 3 – выводная клемма 2 – клемма реле включения – замкнутые контакты 17 – якорек – ярмо 14 – выводная клемма реле включения – предохранитель 23 – амперметр 22 – положительная клемма батареи 21.

При прохождении тока по обмотке 3 сердечник 6 намагничивается и притягивает к себе якорь 10, который тянет за собой мембрану 1, выгибая ее. Одновременно якорь воздействует на толкатель 7, который поднимает пружинную пластину 9 вместе с подвижным контактом 8. Контакты размыкаются, цепь тока прерывается, сердечник размагничивается и мембрана 1 возвращается в исходное положение. Вместе с мембраной отходит и якорь, прекращая давление на толкатель 7. Контакты под действием пружинной пластины 9 снова замыкаются. Опять по указанной цепи пойдет электрический ток, снова сердечник 6 намагнитится и притянет якорь, который выгнет мембрану и через толкатель разомкнет контакты, цепь опять разомкнется и т. д. Мембрана колеблется с частотой 400 Гц, что и издает звук, который выравнивается резонатором 13.

После прекращения воздействия на кнопку 20 ток в обмотку 15 реле включения не поступает и контакты 17 размыкаются, прерывая цепь тока в обмотке 3 звукового сигнала, и он прекращает свою работу.

Параллельно звуковому сигналу к реле включения подключают еще один или несколько сигналов, что улучшает тональность звука.

Реле включения устанавливают для уменьшения подгорания контактов на кнопке рулевого колеса, так как обмотка сигнала в момент включения потребляет ток силой 15-25 А, а через реле включения проходит ток силой всего 0,5 А. Однако на тех автомобилях, где установлен один сигнал, реле включения сигналов не устанавливают, так как кнопка рассчитана на его нагрузку.

В чем особенность звуковых сигналов автомобилей KaмАЗ?

На автомобиле КамАЗ-5320 установлены двухтональные вибрационные электрические звуковые сигналы, рассчитанные на напряжение 24 В и кратковременный режим работы. Кроме электрических сигналов, на нем установлен и пневматический сигнал С40-В, работающий от электропневмоклапана.

Какие неисправности могут быть в сигнале и как их устраняют?

Наиболее частыми неисправностями электрического вибрационного звукового сигнала могут быть: обрыв проводов или их окисление; подгорание контактов; трещины мембраны, вызывающие дребезжание звука; нарушение регулировки сигналов; перегорание конденсатора.

Оборванные провода зачищают и надежно соединяют, после чего изолируют изоляционной лентой. Окислившиеся провода, клеммы или контакты зачищают надфилем или мелкой стеклянной бумагой с последующей продувкой сжатым воздухом. Треснувшую мембрану, перегоревший конденсатор или искрогасящее сопротивление заменяют новыми или исправными. Нарушение регулировки устраняют регулировкой каждого сигнала в отдельности.

***
Проверьте свои знания и ответьте на контрольные вопросы по теме «Приборы сигнализации. Контрольно-измерительные приборы»

, , , , , , , ,

Смотрите также: