Устройство автомобиля

Пособие по устройству автомобиля

 

Стояночная тормозная система автомобиля ЗИЛ-130

Как устроена и работает стояночная тормозная система автомобиля ЗИЛ-130?

На автомобиле ЗИЛ-130 стояночная тормозная система (рис.154) состоит из опорного тормозного диска 5, установленного на крышке коробки передач. На диске смонтированы тормозные колодки с фрикционными накладками 6 и 11, стянутые стяжными пружинами 9. Каждая колодка одним концом опирается на общую ось 8, а другим через сухарь 13 – на разжимной кулак 4. Шпильки 10 удерживают колодки от осевых смещений. Вокруг колодок вращается тормозной барабан 7, соединенный с карданным валом автомобиля.

Стояночная тормозная система автомобиля ЗИЛ-130

Рис.154. Стояночная тормозная система автомобиля ЗИЛ-130.

При затормаживании автомобиля водитель, перемещая рукоятку 1 на себя, воздействует на тягу 14, сектор 3 и поворачивает вал разжимного кулака 4, а он раздвигает колодки 6 и 11 и прижимает их к барабану 7. Между колодками и барабаном возникает сила трения и карданный вал вращаться не будет, удерживая автомобиль в заторможенном состоянии. Рукоятка 1 удерживается запорным устройством 15 с ручкой 2.

Для растормаживания автомобиля водитель нажимает на рукоятку 1 несколько на себя и одновременно прижимает к ней ручку 2, а затем отпускает их вперед до отказа. Давление на тяги и разжимной рычаг прекращается, пружины 9 стягивают колодки, между ними и барабаном образуется зазор, и автомобиль может продолжать движение. Регулируют тормоз изменением длины соединительной тяги 14, вращая ее вилку, а если этого недостаточно, то переставляют палец 12 тяги в секторе 3.

Следовательно, стояночная тормозная система автомобилей ГАЗ-53А и ЗИЛ-130 воздействует на карданный вал автомобиля и не может быть использована как запасная. Этой тормозной системой можно затормаживать автомобиль после его остановки рабочей тормозной системой. В случае отказа рабочей тормозной системы можно воспользоваться стояночной тормозной системой, однако нажатие на рукоятку должно быть плавным во избежание обрыва карданного вала.

***
Проверьте свои знания и ответьте на контрольные вопросы по теме «Тормозная система»

, ,