Устройство автомобиля

Пособие по устройству автомобиля

 

Воздушный фильтр

Какое назначение воздушного фильтра, как он устроен и работает?

Воздушный фильтр служит для очистки воздуха, поступающего в карбюратор и поддон картера, а в двигателях автомобилей ЗИЛ, КамАЗ – и в компрессор, что значительно повышает срок их службы. На двигателях автомобилей ГАЗ, УАЗ, ЗИЛ, Урал устанавливают инерционно-масляные (контактные) фильтры с двойной очисткой воздуха. На автомобилях КамАЗ, «Москвич-2140», ВАЗ «Жигули» устанавливают сухие фильтры с неразборным сменным бумажным фильтрующим элементом. На легковых автомобилях перед воздушным фильтром устанавливают глушители шума впуска воздуха, что повышает комфорт.

Воздушный фильтр инерционно-масляного типа ВМ-16 двигателя автомобиля ЗИЛ-130 (рис.70, а) состоит из корпуса 1, в нижнюю часть которого залито масло до заданного уровня – такое же, что и в поддоне картера. В центре корпуса установлен воздушный патрубок 10 с держателем 8 и барашковой гайкой 7 для крепления крышки фильтра. Над маслом находится отражатель 2, а над ним – фильтрующий элемент 3 с крышкой 4, набранный из капроновых или металлических нитей, смоченных маслом. Обойма фильтрующего элемента крепится в корпусе с зазором для прохода воздуха к масляной ванне. Крышка резиновым переходным патрубком 5 с расширительной пружиной 6 соединяется с воздушным каналом 12, к которому воздух поступает через заборники 11. В канале установлена заслонка 13, управление которой выведено в кабину водителя. При закрытой заслонке непрогретый воздух поступает в приемный патрубок через заборники (рис.70, б), а при открытой – из-под капотного пространства (рис.70, в), где он подогревается от соприкосновения с нагретыми частями двигателя, что улучшает смесеобразование в карбюраторе.

Воздушный фильтр (а), поступление воздуха из внешней среды (б) и из-под капота (в)

Рис.70. Воздушный фильтр (а), поступление воздуха из внешней среды (б) и из-под капота (в).

Суть очистки воздуха состоит в том, что он направляется к масляной ванне, ударяется об масло, из него выпадают крупные частицы пыли, волокна (первая ступень очистки). При этом воздух захватывает частицы масла, изменяет направление движения и проходит в фильтрующий элемент, где соприкасается с влажными нитями, окончательно очищается (вторая ступень очистки) и по патрубку 10 поступает в карбюратор. Часть воздуха по трубопроводу 9 поступает в компрессор и поддон картера.

Частицы пыли, задержанные фильтрующим элементом, стекают вместе с маслом в корпус фильтра. Поэтому в масляной ванне фильтра при работе в пыльных условиях масло заменяют ежедневно, а зимой, весной и во влажную осень – при первом техническом обслуживании.

Как очищается воздух в сухом воздушном фильтре?

В сухом воздушном фильтре фильтрующий элемент изготовлен из специальной пористой бумаги в виде гофрированной ленты, заключенной в металлический перфорированный каркас, установленный в корпусе на пенопластовых прокладках. При работе двигателя воздух проходит через поры бумаги, очищается и поступает в карбюратор. Фильтрующий элемент заменяют новым через 10-12 тыс. км пробега. Во время работы в пыльных условиях его заменяют чаще. Кроме того, периодически вынимают фильтрующий элемент и встряхивают его от пыли, очищая при этом и корпус фильтра.

***
Проверьте свои знания и ответьте на контрольные вопросы по теме «Система питания карбюраторных двигателей»

, , , , ,