Устройство автомобиля

Пособие по устройству автомобиля

 

Полнопоточный и центробежный масляные фильтры в системе смазки двигателя автомобиля КамАЗ-5320

Какие масляные фильтры установлены в системе смазки двигателя автомобиля КамАЗ-5320?

В системе смазки двигателя автомобиля КамАЗ-5320 установлен полнопоточный масляный фильтр со сменным фильтрующим элементом и неполнопоточный масляный фильтр центробежной очистки (центрифуга).

Как устроен и работает полнопоточный масляный фильтр?

Полнопоточный масляный фильтр системы смазки двигателя автомобиля КамАЗ-5320 (рис.43) состоит из корпуса 10, закрытого снизу колпаком 3 через уплотнительную прокладку 5. В колпаке закреплен стержень 1, на который устанавливается фильтрующий элемент 8. Снизу фильтрующий элемент поджимается пружиной 4 к корпусу фильтра через уплотнительную чашку 6 и прокладку 7; сверху установлена распорная втулка 9. В нижней части колпака имеется пробка 2 для слива отстоя. Для лучшей очистки масла устанавливается не один, а два таких фильтра, соединенных последовательно. Масло к фильтрам подводится по каналу 17, очищается и по каналу 16 направляется в главную масляную магистраль и на смазку двигателя. В корпусе масляного фильтра установлен перепускной клапан, который при перепаде давлений до и после фильтра, равном 0,25-0,30 МПа, что может быть вызвано повышенной вязкостью масла (холодный двигатель) или чрезмерным загрязнением фильтрующих элементов, открывается и масло, минуя масляный фильтр, поступает неочищенное в главную масляную магистраль. При этом на щитке приборов загорается красная сигнальная лампа. Если она после прогрева двигателя гаснет, то фильтр исправен и можно продолжать работать, если не гаснет, то это свидетельствует о чрезмерном загрязнении фильтрующих элементов. Перепускной клапан состоит из плунжера 15, нагруженного пружиной 13 и закрываемого пробкой 11. В плунжер упирается подвижный контакт 14 с выводным контактом 12 сигнализатора о загрязнении фильтрующего элемента.

Полнопоточный масляный фильтр автомобиля КамАЗ-5320

Рис.43. Полнопоточный масляный фильтр автомобиля КамАЗ-5320.

Как устроен и работает фильтр центробежной очистки масла автомобиля KaмAЗ-5320?

Фильтр центробежной очистки масла системы смазки двигателя автомобиля КамАЗ-5320 (рис.44) состоит из корпуса 1, в котором установлена пустотелая ось 14. На оси свободно установлен ротор 12 с турбиной 4 для привода ротора во вращательное движение под давлением поступающего на лопатки турбины масла от масляного насоса. Сверху на ротор одевается кожух 11 через уплотнительную прокладку 5, упорный шарикоподшипник 6 с шайбой и закрепляется гайка ми 9 и 10. В нижней части ротора есть стопорная пластина 3, в которую упирается палец 15, нагруженный пружиной 16. Стопор удерживает ротор от вращения при снятии кожуха для удаления грязи и его промывки. Сверху корпус закрывается колпаком 7, зажимается гайкой 8. В корпусе установлены предохранительный (сливной) 17 и перепускной 23 клапаны, нагруженные пружинами 18 и 22 и закрываемые пробками 19 и 21.

Центробежный масляный фильтр автомобиля КамАЗ-5320

Рис.44. Центробежный масляный фильтр автомобиля КамАЗ-5320.

Работает фильтр так. Масло под давлением, создаваемым нижней (радиаторной) секцией масляного насоса, по каналу 20 подводится в корпус фильтра и через сопло 2 струей подается на лопатки 4 турбины ротора, приводя его во вращательное движение с частотой до 5000 об/мин. Масло, отброшенное лопастями турбины, соприкасается с кожухом ротора и на его внутренней поверхности оседают механические и другие посторонние частицы. Очищенное масло по сверлению 13 в оси ротора и каналу в корпусе отводится в масляный радиатор, охлаждается и стекает в поддон картера. В холодное время года, когда не требуется охлаждение масла, кран к радиатору закрывают и масло стекает через сливной клапан 17 в поддон картера. Сливной клапан открывается при давлении масла 0,05-0,07 МПа и более. В случае чрезмерного загрязнения кожуха ротора или сильного загустения масла (в холодное время года), когда оно не может пройти сквозь фильтр, вступает в работу перепускной клапан 23. Когда давление во впускной полости достигает 0,6-0,65 МПа и более, он открывается и перепускает неочищенное масло в масляный радиатор.

Как проверить исправность ротора без разборки фильтра?

В зависимости от условий эксплуатации (количества пыли в воздухе) и чистоты масла на внутренней поверхности кожуха ротора может скапливаться слой грязи толщиной не более 15-20 мм. При отложении большего слоя ротор тормозится этой грязью и очистка масла ухудшается или совсем прекращается. Для проверки загрязнения кожуха ротора без разборки фильтра необходимо запустить двигатель и прогреть его до температуры охлаждающей жидкости 70-85°С. Затем остановить двигатель и прослушать работу фильтра. Его ротор должен вращаться еще 1,5-2 мин, что определяется по характерному звуку. Если этот звук прекращается сразу, то фильтр засорен и его кожух необходимо промыть от скопившейся грязи.

***
Проверьте свои знания и ответьте на контрольные вопросы по теме «Система смазки двигателя»

, , ,