Устройство автомобиля

Пособие по устройству автомобиля

 

Проверка технического состояния двигателя

При проверке технического состояния двигателя в первую очередь обращается внимание на его внешнее состояние, а также контролируется надежность крепления приборов и узлов к двигателю.

Система смазки. При проверке технического состояния системы смазки в первую очередь контролируется, уровень масла в картере двигателя и внешним осмотром определяется его качество.

Определить загрязненность масла можно визуально по цвету и прозрачности его на маслоизмерительном стержне или капельной пробой на фильтровальную (писчую) белую бумагу.

Если наблюдаем масло светлое и на щупе хорошо видны риски отметок через масляную пленку, то данное масло еще пригодно для дальнейшей работы. Ну а если масло уже темное или черное и риски плохо просматриваются, то такое масло необходимо заменить.

Можно еще более точно оценить степень загрязненности масла по цвету масляного пятна на бумаге. Если наблюдаем, что середина пятна черная, в этом случае следует промыть фильтры грубой и центробежной очистки масла и, если цвет не изменится, тогда уже заменить масло. Если масло имеет значительное окисление, то поясок пятна имеет коричневый или желто-коричневый цвет. В данном случае масло также необходимо заменить. Кроме того, провернется надежность крепления приборов системы смазки, их герметичность, а также отсутствие подтеканий в соединениях маслопроводов.

Уровень масла в картере двигателя проверяется через 10 мин после остановки двигателя. Уровень масла должен быть у верхней метки стержня или у метки «Полно».

Система охлаждения. При проверке системы охлаждения контролируются уровень охлаждающей жидкости в радиаторе или расширительном бачке, состояние пробки радиатора и расширительного бачка, гидромуфты привода вентилятора, надежность крепления приборов и узлов (водяного насоса, радиатора, соединительных патрубков и шлангов), натяжение приводных ремней вентилятора, генератора и компрессора, состояние привода жалюзи, а также герметичность системы охлаждения в целом.

Для проверки уровня охлаждающей жидкости необходимо снять пробку радиатора или расширительного бачка и определить уровень визуально. Уровень антифриза или тосола должен быть на 10…15 мм ниже пароотводной трубки, а воды – доходить до пароотводной трубки. Внешним осмотром проверить состояние пробок радиатора или расширительного бачка. При исправной пробке ее клапаны перемешаются свободно, без заедания, а уплотнительные прокладки обеспечивают герметичность заливной горловины.

Крепление водяного насоса и лопастей вентилятора должно быть довольно надежным, также не допускается осевой люфт вала вентилятора.

Не допускается подтекание охлаждающей жидкости через сальник водяного насоса, в местах соединений шлангов, через трубки и бачки радиатора, а также через сливные краники системы.

С помощью привода створок жалюзи радиатора необходимо обеспечивать полноту их открытия и закрытия.

Прогиб ремней привода вентилятора и компрессора провернется нажатием на них в средней части и замеряется масштабной линейкой. Натяжение ремней считается нормальным, если их прогиб соответствует данным, приведенным в таблице.

Марка автомобиля

Усилие, кгс

Прогиб ремней привода вентилятора, генератора, мм

Прогиб ремней привода компрессора, мм

ЗИЛ-130, -131
ЗИЛ-157К
«Урал-375Д»
ГАЗ-53А
ГАЗ-66
КамАЗ-5320
«Урал-4320»
КpAЗ-255Б

3…4
3…4
5…6
3…4
3…4
4
4
3

8…14
15…20
15…20
10…15
10…15
15…20
15…22
10…15

5…8
15…20
15…20

15…20
15…22
15…22
5…8

Система питания. При проверке системы питания контролируются надежность крепления и техническое состояние воздушного и топливных фильтров, бензинового (топливного) насоса и насоса высокого давления в сборе с регулятором, карбюратора, бензопроводов (топливопроводов), топливных баков и также герметичность системы в целом.

Для проверки состояния воздушных фильтров необходимо отсоединить масляную ванну и проверить чистоту, уровень и качество масла в ней. У воздушного фильтра дно резервуара, а также фильтрующий элемент должны быть чистыми. Уровень масла в масляной ванне должен быть у горизонтальных отметок, выштампованных на ее стенке, а фильтрующий элемент покрыт тонким слоем масла. Соединение корпуса воздушного фильтра с горловиной впускного трубопровода должно быть герметичным. Топливные фильтры должны быть надежно укреплены, а пробки (краник) плотно затянуты. Подтекание топлива, наличие отстоя в фильтрах не допускаются.

На топливопроводах не должно быть вмятин, подтеканий топлива в местах соединений с приборами системы питания.

В отстойнике бензонасоса наличие воды и грязи не допускается. Топливный насос высокого давления в сборе с регулятором должен быть чистым и надежно укреплен на двигателе, а трос привода управления регулятором перемешаться в своей оболочке без заеданий.

Карбюратор должен быть чистым и закреплен хорошо на коллекторе. Не допускается в местах соединений карбюратора и бензопроводов подтекание бензина. Рычаги и тяги управления дроссельными и воздушной заслонками карбюратора должны действовать без заеданий, необходимая длина тяг отрегулирована так, что при полном открытии дроссельных заслонок педаль управления ими несколько не доходит до пола кабины, воздушная заслонка при вытягивании ее кнопки управления полностью закрывается, а при ее вдвигании – полностью открывается. Прокладка пробки топливного бака и ее клапаны, фильтрующая сетка выдвижного патрубка горловины должны быть исправными, без повреждений, а топливные баки автомобилей, находящихся в парке, полностью заправлены.

, , , , , , , ,