Устройство автомобиля

Пособие по устройству автомобиля

 

Система батарейного зажигания

Какое назначение системы зажигания на автомобиле?

Система зажигания на автомобиле служит для преобразования низкого напряжения (12 В) в высокое напряжение (15-24 тыс. В) и подвода его в виде искры в цилиндры карбюраторного или газового двигателя с целью воспламенения сжатой горючей смеси в соответствии с порядком работы двигателя.

Какая система зажигания может использоваться на двигателях?

На автомобильных карбюраторных и газовых двигателях может использоваться батарейная, контактно-транзисторная, транзисторная системы зажигания и зажигание от магнето. Наибольшее распространение получила батарейная и контактно-транзисторная системы зажигания.

Что входит в устройство батарейной системы зажигания?

Система батарейного зажигания (рис.92) состоит из аккумуляторной батареи как источника тока низкого напряжения (12 В); катушки зажигания 5 с первичной и вторичной обмотками и резистором 6, преобразующей ток низкого напряжения (12 В) в ток высокого напряжения (24 тыс. В); прерывателя 4 с подвижным и неподвижным контактами тока низкого напряжения; кулачковой муфты с кулачками для прерывания (размыкания) цепи тока низкого напряжения в заданные моменты с тем, чтобы получить пульсирующий ток в первичной обмотке катушки зажигания. К корпусу прерывателя крепится вакуумный регулятор опережения зажигания; конденсатор 3, включенный параллельно контактам прерывателя и накапливающий токи самоиндукции в момент размыкания контактов прерывателя, предохраняя их от подгорания. В момент замыкания контактов конденсатор разряжается в направлении основного тока и таким путем способствует получению тока высокого напряжения во вторичной обмотке катушки зажигания; распределителя 12 с выводными клеммами 9 и токоразносной пластиной 11, предназначенной для распределения (разнесения) тока высокого напряжения по свечам зажигания в соответствии с порядком работы двигателя; свечей зажигания 1, ввернутых непосредственно в камеру сгорания цилиндра и предназначенных для образования электрической искры с целью воспламенения сжатой горючей смеси; провода высокого напряжения 1 с радио и телепомехоподавительными сопротивлениями 2; провода низкого напряжения с зажимами «АМ», «С», «ВК», «ВКБ», «К», «КЗ»; амперметра 8 или контрольной лампочки для контроля подзарядки батареи; выключателя (замка) 9 зажигания; тягового реле 10 стартера; октан-корректора.

Обычно распределитель 12 тока высокого напряжения является крышкой прерывателя и называется прерывателем-распределителем. Вал прерывателя приводится во вращение от винтовой шестерни распределительного вала.

Схема батарейного зажигания

Рис.92. Схема батарейного зажигания.

Как работает система батарейного зажигания?

Работает система батарейного зажигания так. При включенном замке зажигания (рис.92) и замкнутых контактах и прерывателя ток низкого напряжения пойдет от «–» аккумуляторной батареи по массе на корпус прерывателя и по замкнутым контактам и на выводную клемму, изолированную от «массы», далее по проводу на зажим и в первичную обмотку катушки зажигания 5, где создаст магнитное поле и через дополнительное сопротивление по проводу на замок зажигания 9, амперметр 8, зажим «К3» тягового реле стартера и на «+» батареи. Во время вращения коленчатого вала грань кулачковой муфты, воздействуя на опорную пятку рычажка подвижного контакта, отводит его от неподвижного, то есть размыкает контакты, электрическая цепь прерывается, ток исчезает, а магнитносиловые линии первичной обмотки пересекают витки вторичной обмотки, индуктируя в них ток высокого напряжения. Образовавшийся ток высокого напряжения идет по проводу высокого напряжения на центральную клемму распределителя и на токоразносную пластину 11, установленную на кулачковой муфте и вращающуюся вместе с валом прерывателя. При вращении токоразносной пластины она поочередно подходит к неподвижным клеммам распределителя, между которыми имеется небольшой зазор. Ток проходит через неподвижную клемму распределителя и по проводу высокого напряжения на центральный электрод свечи 1, из центрального на боковой электрод, соединенный с массой, в виде искры, так как между электродами свечи есть зазор 0,6-0,9 мм (батарейная система зажигания) или 1,1-1,2 мм (контактно-транзисторная система зажигания).

Искра воспламеняет сжатую горючую смесь в цилиндре двигателя. Далее ток по «массе» поступает на «–», по поверхности электролита на «+» батареи, амперметр, замок зажигания, дополнительное сопротивление и в первичную обмотку катушки зажигания, а из нее во вторичную, так как обмотки соединены. Количество граней на кулачковой муфте соответствует количеству цилиндров двигателя, что обеспечивает получение искры в каждом цилиндре.

Какие недостатки батарейной системы зажигания?

В батарейной системе зажигания через контакты прерывателя протекает ток большой силы, необходимый для создания магнитного поля в первичной обмотке катушки зажигания. Однако такой ток вызывает быстрое окисление (подгорание) и износ контактов. Окислившиеся контакты, повышают сопротивление первичной цепи, а перенос металла с подвижного контакта на неподвижный вызывает образование выступа (бугорка) на неподвижном контакте и впадины на подвижном. Зазор между контактами увеличивается, сила тока в первичной цепи снижается, вызывая уменьшение напряжения во вторичной цепи. Кроме того, увеличивается угол опережения зажигания. Поэтому затрудняется пуск и снижается мощность и экономичность двигателя. С увеличением частоты вращения коленчатого вала резко снижается сила тока низкого напряжения из-за непродолжительности нахождения контактов в замкнутом состоянии, в результате чего уменьшается напряжение во вторичной цепи, что вызывает перебои в зажигании горючей смеси в цилиндрах двигателя.

Указанных недостатков лишена транзисторная система зажигания, которая может быть контактной и бесконтактной. Особенность контактно-транзисторной системы зажигания состоит в том, что в ней через контакты прерывателя проходит только ток управления транзистором, величина которого всего 0,3-0,8 А, но не проходит рабочий ток низкого напряжения, величина которого достигает 8 А, что исключает окисление (подгорание) контактов, повышает надежность работы системы зажигания. В транзисторной системе зажигания напряжение во вторичной цепи на 25-30% больше по сравнению с батарейной системой зажигания, что позволяет увеличить зазор между электродами свечей до 1,2 мм и получить более длинную искру, входящую в соприкосновение с горючей смесью, что способствует более быстрому и полному сгоранию даже обедненной смеси. В результате облегчается пуск, улучшается приемистость и экономичность работы двигателя. Контакты прерывателя служат более продолжительное время.

***
Проверьте свои знания и ответьте на контрольные вопросы по теме «Система электрического зажигания»

, , , , , , ,