Звуковой сигнал
Какое назначение звукового сигнала и какого типа он бывает?
Звуковой сигнал предназначен для предупреждения пешеходов о наезде, а водителей транспортных средств об обгоне.
На автомобилях устанавливают электрические вибрационные и (реже) электропневматические звуковые сигналы. По характеру звучания их подразделяют на тональные, устанавливаемые на легковых автомобилях, автобусах большой вместимости и грузовых автомобилях большой грузоподъемности, и шумовые, устанавливаемые на грузовых автомобилях средней и небольшой грузоподъемности, мотоциклах и других транспортных средствах.
Наибольшее распространение на автомобилях получили электрические вибрационные звуковые сигналы, обладающие хорошим звучанием, сравнительно малой мощности (40-60 Вт) и недорогие в изготовлении.
Как устроен электрический тональный звуковой сигнал?
Электрический тональный звуковой сигнал с резонаторами в виде улиток (рис.105, а) состоит из корпуса 11 и резонатора 13; между которыми зажата стальная упругая мембрана 1, с которой жестко соединен якорь 10. На корпусе закреплен сердечник 6, на котором намотана обмотка 3. Один конец обмотки соединяется с подвижным контактом 8 на пружинной стойке 9, изолированной от «массы», второй конец – через выводную клемму 2 со стойкой 17 реле включения 18. Подвижный контакт прижимается к неподвижному, укрепленному на пластине 5, соединенной с «массой» автомобиля. Пластина 5 на стержне закреплена регулировочными гайками 4, позволяющими регулировать звук сигнала. В выточку якоря 10 упирается толкатель 7, который при работе сигнала может упираться в пружинную пластину 9 и отводить (размыкать) подвижный контакт от неподвижного, прерывая цепь тока в обмотке 3. Параллельно контактам включен конденсатор или искрогасящее сопротивление 19, уменьшающее искрение между контактами, предотвращая их подгорание. Сигнал крепится через рессорную подвеску 12, что исключает дребезжание звука.
Рис.105. Звуковой сигнал:
а – устройство; б – схема.
Как работает электрический звуковой сигнал?
Работа электрического тонального звукового сигнала (рис.105, б) заключается в следующем. При нажатии на кнопку 20, установленную на рулевом колесе, срабатывает реле включения 18. Цепь тока: отрицательная клемма батареи 21 – «масса» – замкнутые контакты нажатой кнопки – по изолированному проводу на обмотку 15 реле включения – предохранитель 23 – амперметр 22 – положительная клемма батареи. Ток, проходя по обмотке 15, намагничивает сердечник, который притягивает якорек 16, и контакты 17 замыкаются, замыкая основную электрическую цепь звуковых сигналов. Теперь ток пойдет по цепи: отрицательная клемма батареи 21 – «масса» – неподвижный контакт звукового сигнала – подвижный контакт 8 – обмотка 3 – выводная клемма 2 – клемма реле включения – замкнутые контакты 17 – якорек – ярмо 14 – выводная клемма реле включения – предохранитель 23 – амперметр 22 – положительная клемма батареи 21.
При прохождении тока по обмотке 3 сердечник 6 намагничивается и притягивает к себе якорь 10, который тянет за собой мембрану 1, выгибая ее. Одновременно якорь воздействует на толкатель 7, который поднимает пружинную пластину 9 вместе с подвижным контактом 8. Контакты размыкаются, цепь тока прерывается, сердечник размагничивается и мембрана 1 возвращается в исходное положение. Вместе с мембраной отходит и якорь, прекращая давление на толкатель 7. Контакты под действием пружинной пластины 9 снова замыкаются. Опять по указанной цепи пойдет электрический ток, снова сердечник 6 намагнитится и притянет якорь, который выгнет мембрану и через толкатель разомкнет контакты, цепь опять разомкнется и т. д. Мембрана колеблется с частотой 400 Гц, что и издает звук, который выравнивается резонатором 13.
После прекращения воздействия на кнопку 20 ток в обмотку 15 реле включения не поступает и контакты 17 размыкаются, прерывая цепь тока в обмотке 3 звукового сигнала, и он прекращает свою работу.
Параллельно звуковому сигналу к реле включения подключают еще один или несколько сигналов, что улучшает тональность звука.
Реле включения устанавливают для уменьшения подгорания контактов на кнопке рулевого колеса, так как обмотка сигнала в момент включения потребляет ток силой 15-25 А, а через реле включения проходит ток силой всего 0,5 А. Однако на тех автомобилях, где установлен один сигнал, реле включения сигналов не устанавливают, так как кнопка рассчитана на его нагрузку.
В чем особенность звуковых сигналов автомобилей KaмАЗ?
На автомобиле КамАЗ-5320 установлены двухтональные вибрационные электрические звуковые сигналы, рассчитанные на напряжение 24 В и кратковременный режим работы. Кроме электрических сигналов, на нем установлен и пневматический сигнал С40-В, работающий от электропневмоклапана.
Какие неисправности могут быть в сигнале и как их устраняют?
Наиболее частыми неисправностями электрического вибрационного звукового сигнала могут быть: обрыв проводов или их окисление; подгорание контактов; трещины мембраны, вызывающие дребезжание звука; нарушение регулировки сигналов; перегорание конденсатора.
Оборванные провода зачищают и надежно соединяют, после чего изолируют изоляционной лентой. Окислившиеся провода, клеммы или контакты зачищают надфилем или мелкой стеклянной бумагой с последующей продувкой сжатым воздухом. Треснувшую мембрану, перегоревший конденсатор или искрогасящее сопротивление заменяют новыми или исправными. Нарушение регулировки устраняют регулировкой каждого сигнала в отдельности.
***
Проверьте свои знания и ответьте на контрольные вопросы по теме «Приборы сигнализации. Контрольно-измерительные приборы»
Приборы пуска дизельных двигателей (стартер СТ-142) Стоп-сигнал