Газораспределительный механизм
Газораспределительный механизм, управляя открытием и закрытием клапанов, обеспечивает своевременный впуск в цилиндры свежего заряда горючей смеси и выпуск отработавших газов. Этот механизм может быть с нижним (на старых моделях) и верхним расположением клапанов (на двигателях современных конструкций). Рассмотрим схему работы газораспределительного механизма современного двигателя (рис.1).
Рис.1. Схема газораспределительного механизма:
1 – кулачок, 2 – толкатель, 3 – штанга, 4 – коромысло, 5 – пружина, 6 – стержень, 7 – головка клапана.
При вращении распределительного вала (вал приводится во вращение коленчатым валом через пару шестерен или цепной передачей) его кулачок 1 своей выступающей частью набегает на толкатель 2, который, перемещаясь вверх, поднимает штангу 3. Штанга, в свою очередь, действуя на один конец коромысла 4, поворачивает ее вокруг своей оси, при этом второй конец коромысла нажимает на стержень клапана 6 и, преодолевая сопротивление пружины 5, открывает его. При открытом клапане внутренняя полость цилиндра сообщается с впускным или выпускным трубопроводом (в зависимости от того, какой клапан открыт). Как только кулачок своей выступающей частью минует толкатель, клапан в силу упругости своей пружины возвратится в первоначальное положение, закрыв полость цилиндра.
Чтобы за время полного рабочего цикла (два оборота коленчатого вала) распределительный вал открыл по одному разу каждый клапан двигателя за один его оборот, диаметр шестерни привода (звездочки) распределительного вала должен быть в два раза больше коленчатого вала.
При установке шестерен или звездочки распределения их совмещают по установочным меткам на их зубьях.
Когда мы рассматривали рабочий цикл двигателя, для простоты изложения условно приняли, что клапаны открываются и закрываются тогда, когда поршни находятся в мертвых точках. В действительности же они открываются с некоторым опережением, а закрываются с запаздыванием. Эти отклонения в открытии и закрытии клапанов от положения поршней в мертвых точках называются фазами газораспределения. Необходимы они для лучшего заполнения цилиндров горючей смесью и очистки от отработавших газов.
На рисунке 2 представлены детали газораспределительного механизм а двигателя АЗЛ К-412.
Рис.2. Детали газораспределительного механизма двигателя АЗЛК-412:
1 – болт, 2 – планка, 3 – звездочка, 4 – штифт, 5 – распределительный вал, 6 – винт, 7 – установочный фланец, 8 – шайба, 9 – втулка, 10 – коромысло, 11 – колпачок, 12 – сухарики, 13 – наконечник клапана, 14, 15, 18 – упорные шайбы, 16 – внутренняя пружина, 17 – наружная пружина, 19 – направляющая втулка, 20 – седло клапана, 21 – клапан.
Распределительный вал открывает клапаны согласно порядку работы цилиндров двигателя. Его штампуют из стали или отливают из легированного чугуна. Он имеет опорные шейки, эксцентрик для привода топливного насоса, шестерню для привода масляного насоса, кулачки. Число кулачков на распределительном вале соответствует числу клапанов двигателя. Распределительный вал вращается в стальных втулках, залитых баббитом.
Толкатели служат промежуточным звеном между штангами и кулачками распределительного вала.
Штанги передают усилия от толкателей к коромыслам. Их изготовляют в основном из дюралюминиевых трубок и в обоих концах впрессовывают стальные наконечники.
Коромысла – последнее звено для открытия клапана. Их штампуют из стали.
Клапаны обеспечивают необходимую герметичность цилиндров. На каждый цилиндр приходится по два клапана – впускной и выпускной. Так как клапаны работают в условиях высокой температуры (в особенности выпускной), изготовляют их из легированных сталей. Клапан состоит из головки с конической фаской, плотно прилетающей к седлу клапана, и стержня. Клапаны перемешаются в направляющих втулках, запрессованных в головку цилиндров.
Пружина обеспечивает плотное прилегание клапана к седлу. Чтобы обеспечить плотную посадку клапана в седле при нагреве двигателя, между клапаном и коромыслом оставляют тепловой зазор. Величина зазоров указана в технической характеристике двигателя.
Порядок работы цилиндров двигателя – это последовательность чередования одноименных тактов через равные промежутки времени. Зависит он от расположения шатунных шеек коленчатого вала и кулачков распределительного вала. О порядке работы цилиндров двигателя сказано в технической характеристике автомобиля и им должен руководствоваться водитель для того, чтобы правильно присоединять провода высокого напряжения при установке зажигания.
Кривошипно-шатунный механизм Особенности конструкции газораспределительного механизма двигателя автомобиля «Жигули»