Устройство автомобиля

Пособие по устройству автомобиля

 

Источники света

Что является источником света в приборах освещения, как он устроен?

Источником света в приборах освещения является электрическая лампа накаливания (рис.117, а). Она состоит из стеклянного баллона 1, герметично соединенного с цоколем 7. Внутренняя полость баллона заполнена инертным газом (в лампах мощностью да 3 Вт только откачивают воздух). В баллоне на электродах 5 установлены вольфрамовые нити накала дальнего 3 и ближнего 4 света и металлический защитный экран 2, снижающий вероятность ослепления водителей встречных транспортных средств. Применяются также лампы с другой формой экрана и без него (рис.117, б, в). Одним концом каждая нить накала припаяна к цоколю 7 и, следовательно, соединяется с «массой» автомобиля. Другие концы нитей припаяны к изолированным от «массы» контактам 8. К цоколю припаивают фланец 6 с вырезом 10 для правильной установки лампы в держателе 9 и патроне 11, к которому подводится клеммная колодка 12 с проводами 13. Собранная лампа с патроном устанавливается в оптическом элементе фары.

Лампы накаливания:  а – двухнитевая с экраном; б – двухнитевая без экрана; в – однонитевая без экрана

Рис.117. Лампы накаливания:
а – двухнитевая с экраном; б – двухнитевая без экрана; в – однонитевая без экрана.

Лампы с одной нитью накаливания 14 (рис.117, в) называются односветными или однонитевыми. Такая лампа устанавливается в патрон 15 с фигурным вырезом своими штифтами 16. К патрону подводится провод 13 с контактами 17, а в патроне установлена пружина 18, удерживающая контакты 8 и 17 в замкнутом состоянии. Кроме того, пружина, воздействуя на цоколь, удерживает лампу в патроне. Такое крепление ламп осуществляется в фонаре освещения немерного знака, подфарниках, задних фонарях и других приборах.

Как маркируют лампы?

В зависимости от принятого способа крепления цоколь лампы маркируют, в которой буквы указывают на конструкцию фокусирующих устройств: Ш – штифтовый, Ф – фокусирующий, Д – дисковый. Мощность автомобильных ламп накаливания находится в пределах 1-60 Вт. Двухнитевые лампы фар обозначают так: А12-50+40, А12-21+6 (автомобили ГАЗ-53А, ГАЗ-66); А24-55+50, А24-21+2 (КамАЗ-5320); А24-32+4, А24-60+40 (МАЗ, КрАЗ). Буква А указывает, что лампа автомобильная; 12 или 24 – напряжение в цепи электрооборудования, В; 50, 55, 60 – потребляемая мощность при дальнем свете, Вт; 40, 50 – при ближнем свете, Вт; 21, 32 – потребляемая мощность указателя поворота; 2, 4, 6 – потребляемая мощность указателя габаритов автомобиля. Однонитевые лампы обозначают так: А12-3 (плафон кабины автомобиля ГАЗ-53А, ГАЗ-66); А24-5 (опознавательные фонари автопоезда КамАЗ-5320).

В чем особенность галогенных ламп?

В галогенных лампах баллон наполнен парами йода (брома). Такая лампа имеет световой поток в два раза больший, чем обыкновенная, поэтому ее можно использовать только с поляризаторами. Для поддержания стабильной реакции вольфрамовой нити накаливания с парами йода температура баллона должна быть не ниже 600°С, поэтому баллон изготавливают из кварца.

Как устроена фара?

Фара (рис. 118) состоит из корпуса 8, в котором с помощью подпружиненного кольца 10, ободка 12 и винтов 6 закреплен оптический элемент. Он имеет отражатель (рефлектор) 1, в центре которого установлена двухнитевая лампа 4 с патроном 5 и токоподводящими проводами 9. Отражатель закрывается стеклом-рассеивателем 2 через уплотнительную прокладку 3. В фаре предусмотрены два винта для регулировки: винт 7 для вертикальной регулировки (вверх, вниз) и 11 для горизонтальной регулировки. Снаружи фара закрывается облицовочным (декоративным) ободком 13, закрепляемым винтом 14. Отражатель фары служит для создания концентрированного пучка света, а рассеиватель преломляет этот пучок, увеличивая его ширину, чем способствует улучшению обзора. Внутреннюю поверхность отражателя алюминируют и полируют.

Фара

Рис.118. Фара.

Какое назначение противотуманных фар, в чем их особенность устройства?

Противотуманные фары предназначены для освещения дороги впереди автомобиля при движении в условиях тумана, дождя или снегопада. В отличие от обычных фар, в них применяется специальный рассеиватель и особой формы отражатель (рефлектор), которые обеспечивают распространение света в горизонтальном направлении. На автомобилях. КамАЗ установлены противотуманные фары с галогенными лампами. Эти фары включаются отдельным включателем.

Какое назначение подфарников автомобиля, как они устроены?

Подфарники (рис.119, а) предназначены для обозначения габаритов автомобиля в темное время суток и в условиях недостаточной видимости. Они состоят из корпуса 5, в котором установлен патрон 6 с лампой 4. Корпус закрывается белым стеклом-рассеивателем 1 через уплотнительную прокладку 3 и закрепляется ободком 2. На некоторых автомобилях подфарники совмещены с указателями поворота, тогда их лампа имеет две нити накаливания.

Подфарник (а), задний фонарь (б).

Рис.119. Подфарник (а), задний фонарь (б).

Какое назначение задних фонарей, как они устроены?

Задние фонари обозначают задние габаритные очертания автомобиля. Левый фонарь (рис.119, б) грузовых автомобилей также имеет устройство для освещения номерного знака. Поэтому корпус 12 фонаря разделен горизонтальной перегородкой 10 на две части: в верхней установлена лампа 11 стоп-сигнала (21 Вт) с патроном 13, в нижней – лампа 15 освещения номерного знака и габарита (3 Вт). В нижней части выполнен вырез, закрываемый прозрачным стеклом 14, через которое свет падает на номерной знак. Корпус фонаря закрывается стеклом-рассеивателем 7 рубинового цвета через уплотнительную прокладку 9 и закрепляется ободком 8, который одновременно служит отражателем света (катафотом) от света фар сзади движущихся транспортных средств. На легковых автомобилях фонарь освещения номерного знака устанавливается посредине между габаритными фонарями, а сами габаритные фонари выполняются комбинированными: в каждом корпусе фонаря имеются лампы габаритного света, стоп-сигнала, указателя поворотов и движения автомобиля задним ходом.

Какие лампы устанавливают для освещения контрольно-измерительных приборов, кабины, багажника, подкапотного пространства?

Для освещения контрольно-измерительных приборов используют лампы мощностью 1 Вт. Кабину освещает плафон с лампой мощностью 3 Вт. Кроме того, имеется подкапотная лампа, освещающая двигатель при осмотре и ремонте, переносная лампа с шнуром для освещения отдельных деталей.

***
Проверьте свои знания и ответьте на контрольные вопросы по теме «Приборы освещения»

, , , , ,