Приборы освещения
Неоценимы услуги приборов освещения в условиях недостаточной видимости. Приборы освещения в значительной степени влияют на безопасность движения. Двигаться темной ночью с большой скоростью можно спокойно, если дорога на большом расстоянии хорошо освещается.
Ночью при разъезде со встречным автомобилем свет должен быть таким, чтобы при хорошем освещении не ослепить водителя встречного транспорта. Это обеспечивает ближний свет, лучи которого падают наклонно вниз.
Удовлетворяет эти требования фара, возникшая задолго до появления автомобиля. Фарами называются все светильники, освещающие путь. А названы они так в честь знаменитого маяка на острове Фарос, расположенного недалеко от египетского города Александрия.
Фара (рис. 1) состоит из стального корпуса 5 с кронштейном 7, к которому тремя стяжными пружинами 8 прижимается держатель оптического элемента 4. К держателю 4 при помощи наружного ободка 2 крепится оптический элемент 1, состоящий из рефлектора, стеклорассеивателя и двухнитевой лампы с патроном. Ободок 2 крепится к фаре винтом 9. Регулировка направления световых лучей фар производится винтами 3 и 10. Проводники 6 подключаются в цепь источников тока.
Рис.1. Фара:
1 – оптический элемент, 2 – наружный ободок, 3, 10 – регулировочные винты, 4 – держатель оптического элемента, 5 – стальной корпус, 6 – проводники, 7 – кронштейн, 8 – стяжная пружина, 9 – винт.
На некоторых автомобилях в настоящее время устанавливают четыре фары. Такая система обеспечивает большую дальность освещения как при дальнем, так и при ближнем свете, а также лучшее распределение света.
Кроме фар, каждый автомобиль оборудуется габаритными фонарями, обозначающими его ширину в темное время при движении на освещенных участках дороги и на стоянке. Габаритные фонари монтируются в крыльях. Передние снабжаются белым или оранжевым светофильтром, задние – красным. На легковых автомобилях применяются задние фонари, включающиеся автоматически специальным включателем при включении заднего хода.
Движение автомобиля в потоке машин связано с частым маневрированием, которое может кончиться печально, если не предупредить об этом других спутников – участников движения. Для этой цели на автомобилях применяются указатели поворота, подающие сигнал мигающим светом в лампах. Указатель поворота чаще совмещается с габаритными фонарями пли устанавливается по бокам кузова.
Последовательно с лампами указателей поворота включается прерыватель тепловой или электромагнитной системы, прерывающий ток и вызывающий мигание лампы с частотой 60-120 раз в минуту.
Указатели поворота включаются включателем, вмонтированным в рулевую колонку. Выключение происходит автоматически при возвращении рулевого колеса в среднее (нейтральное) положение.
Для управления наружным освещением используется центральный переключатель света ползункового типа. Переключатель имеет три фиксирующих положения: нейтральное, когда все внешнее освещение выключено и два рабочих положения, дающих возможность включить освещение в двух вариантах.
Переключение света фар с дальнего на ближний или наоборот, а также ближнего на подфарники осуществляется ножным переключателем света. Контролирует включение дальнего света контрольная лампа, установленная на щитке приборов, которая загорается при включении.
При нажатии на педаль рабочего тормоза в задней части автомобиля загорается лампа красного цвета – стоп-сигнал. Это сигнал торможения. Включатель стоп-сигнала соединяется с аккумуляторной батареей через специальный включатель, установленный на главном тормозном цилиндре. Включатель приводится в действие за счет давления тормозной жидкости, поступающей по каналу к его диафрагме, которая замыкает контакты. При отпущении педали диафрагма освобождается от давления и контакты размыкаются.
Предохранители. Даже при самой тщательной сборке электропроводки автомобиля возможно появление короткого замыкания. В короткозамкнутом участке сила тока возрастает настолько, что вызывает нагрев проводов и сгорание изоляции, а это может привести к пожару и разрядке аккумуляторной батареи.
Для предохранения электрической цепи от коротких замыканий на автомобиле устанавливают плавкие и термобиметаллические предохранители. Плавкие предохранители изготавливаются из тонкой проволоки, рассчитанной на определенную силу тока. При силе тока больше расчетной проволока плавится и прерывает цепь. Плавкие предохранители монтируют в один блок с пружинными контактами (обычно по три предохранителя). В пружинные контакты устанавливают текстолитовые планки с тонкой проволокой. В верхнюю часть каждой планки наматывается запасная проволока. Каждый из трех предохранителей включается в цепь последовательно и защищает цепь одного или нескольких потребителей тока.
Термобиметаллические предохранители подразделяются на предохранители однократного и многократного действия. Главным элементом предохранителя многократного действия является биметаллическая пластина с небольшим изгибом. Его работа заключается в следующем: при прохождении тока допустимой величины контакты замкнуты, при превышении допустимой величины биметаллическая пластина нагревается и, деформируясь, размыкает контакты, отключая потребителей от источников тока. После охлаждения контакты замыкаются вновь. Замыкание и размыкание контактов предохранителя продолжаются до устранения замыкания.
Предохранители такого типа устанавливаются на корпусе центрального переключателя света в цепи фар, подфарников и других потребителей тока.
Устройство и работа звукового сигнала Схема трансмиссии автомобиля