Колеса автомобильные
Автомобильное колесо состоит из штампованного диска с оболом. Обод может быть глубоким и плоским. На легковых автомобилях применяются колеса с глубоким ободом, образованным двумя бортами и углублением посередине. Пневматическая шина удерживается на закраинах обода, благодаря внутреннему давлению шины.
Отверстия на диске колеса выполнены с коническими фасками. Совмещением конусов гайки с конусными фасками отверстий обеспечивается точная установка колеса.
Отверстия под шпильки выполнены в выпуклом буртике диска для того, чтобы после затяжки гайка пружинила. Такое устройство удерживает гайки от самооткручивания.
Ступица колеса закрывается грязезащитным декоративным колпачком.
Все автомобили имеют одно запасное колесо. У легковых автомобилей оно хранится в багажнике.
Пневматическая шина является ответственной частью автомобиля. Она смягчает толчки, удары и вибрации, возникающие от неровностей дороги, обеспечивает плавность и бесшумность движения, хорошее сцепление колеса с поверхностью дороги, увеличивает устойчивость автомобиля и уменьшает возможность заносов. Шина влияет на интенсивность разгона и величину тормозного пути.
По конструкции шины подразделяются на камерные и бескамерные. Камерная шина легкового автомобиля состоит из покрышки и камеры.
Бескамерная шина отличается от камерной шины обычной конструкции тем, что не имеет камеры. Вместо камеры на своей внутренней поверхности она имеет воздухонепроницаемый слой резины.
Покрышка (рис.1) состоит из резинокордового каркаса 7 протектора 1, верхний слой которого представляет собой беговую часть, жестких бортов с проволочными кольцами. Каркас 7 покрышки имеет несколько слоев корда 3, число которых зависит в основном от нагрузки, на которую рассчитана данная покрышка. Протектор шины изготовлен из прочной износослойной резины. На поверхности протектора (по боковой части) выполнены углубления, образующие протекторный рисунок. Протекторный рисунок обеспечивает сцепление колес с дорогой. Форма рисунка определяется условием работы автомобиля. Например, при эксплуатации автомобиля на дорогах с твердым покрытием должны применяться шины с мелким дорожным рисунком, на плохих дорогах с мягким грунтом – шины с крупным направленным рисунком.
Рис.1. Устройство покрышки:
1 – протектор, 2 – подушечный слой, 3 – слои корда, 4 – сердечник, 5 – боковина, 6 – борт каркаса, 7 – каркас.
Между каркасом и протекторным слоем размещен подушечный слой 2 (брекер), обеспечивающий хорошую связь каркаса с протектором. От беговой части к борту покрышки протектор переходит в более тонкий резиновый слой боковины 5. В бортах каркаса завулканизированы сердечники из проволочного тросового кольца.
Камера представляет собой кольцеобразную замкнутую резиновую трубку с воздушным клапаном, называемым вентилем. Камера служит для удержания сжатого воздуха. Вентиль камеры представляет собой обратный воздушный клапан, необходимый для наполнения, удержания и выпуска воздуха и камеры. Вентиль закрывается при помощи колпачка, предотвращающего проникновение в камеру пыли, грязи, влаги. Колпачок выполняет также функцию ключа (колпачок-ключ). Применяемые стандартные вентили имеют пружинный золотник.
Для камер легковых шин применяются резинометаллические вентили. Трубка резинометаллического вентиля 8 укрепляется в резиновом корпусе 9 (рис.2).
Рис.2. Устройство резинометаллического вентиля:
1 – колпачок-ключ, 2 – ниппель, 3 – втулка с коническим уплотнителем, 4 – плоский клапан. 5 – шпилька, 6 – пружина, 7 – направляющий колпачок, 8 – трубка вентиля, 9 – резиновый корпус.
Золотник состоит из ниппеля 2, втулки с коническим уплотнителем 3, шпильки 5 с пружиной 6 и направляющим колпачком 7. На шпильку надевается плоский клапан 4 с резиновым кольцом. Ниппель золотника ввертывается в корпус вентиля. На корпус вентиля навинчивается колпачок-ключ 1.
Золотник пропускает воздух только в одну сторону, то есть в камеру. Выпускается воздух из камеры нажатием на верхний конец шпильки или вывертыванием всего золотника.
Поглотители колебаний кузова и колес Балансировка колес