Устройство автомобиля

Пособие по устройству автомобиля

 

Поглотители колебаний кузова и колес

Если вам довелось ехать в кузове порожнего грузового автомобиля по неровней дороге, то вы наверняка знаете, что представляет собой тряска, создаваемая упругостью подвески и инерцией колеблющихся колес. Возникшие колебания затухают медленно из-за большого сопротивления рессор. Для быстрого гашения возникших колебаний кузова и колес применяют амортизаторы.

Современные автомобили снабжаются гидравлическими амортизаторами двустороннего действия, которые гасят колебания кик при сжатии (рессоры прогибаются), так при отдаче (рессоры распрямляются).

Принцип работы амортизатора основан на том, что жидкость при прохождении через маленькие отверстия оказывает сопротивление деталям, вытесняющим ее, препятствуя их перемещению, а следовательно, и колебанию относительно кузова. Заполняются амортизаторы смесью из 60% трансформаторного и 40% турбинного масел.

Устройство и работа телескопического амортизатора приведена на рисунке 1.

Схема устройства и работы телескопического амортизатора

Рис.1. Схема устройства и работы телескопического амортизатора:
а) При сжатии, б) При отдаче.
1 – проушина, 2, 5 – сальники, 3 – шток, 4 – цилиндр, 6 – корпус, 7, 8 – перепускные клапаны, 9 – клапан сжатия, 10 – клапан отдачи, 11 – поршень.

Амортизатор состоит из цилиндрического корпуса 6, цилиндра 4, поршня 11 со штоком 3, перепускных клапанов 7, 8, клапана сжатия 9 и клапана отдачи 10. Кольцевое пространство между цилиндром и кожухом образует резервуар для жидкости. К штоку 3 и корпусу приварены проушины 1. Шток связан с осью автомобиля, а цилиндр с его кузовом. Шток в цилиндре уплотняется сальником 2, а цилиндр в корпусе сальником 5. При прогибе рессоры происходит сжатие, поршень перемещается вниз (рис.1 а), вытесняя жидкость из полости под поршнем через канал и перепускной клапан 7 в полость над поршнем. Но так как в этой полости расположен шток, занимающий определенный объем, то вся жидкость перетечь не может и часть ее из полости под поршнем, преодолевая сопротивление пружины клапана сжатия, открывает его и перетекает в полость резервуара. Сопротивление, созданное клапанами и каналами, протеканию жидкости обеспечивает нужное сопротивление амортизаторов при сжатии.

При отдаче рессоры распрямляются и поршень поднимается (рис.1 б), В полости над поршнем создается давление, которое закрывает перепускной клапан 7, а клапан отдачи 10 открывает. При этом жидкость через отверстие и клапан отдачи перетекает в полость под поршнем. Кроме того, в полость под поршнем через отверстие и перепускной клапан 8 из резервуара поступает жидкость. Сопротивление протеканию жидкости при отдаче в несколько раз больше, чем при сжатии, что ослабляет удары и толчки, передаваемые кузову.

На легковых автомобилях устанавливают четыре амортизатора (для каждого колеса). Хотя амортизаторы регулируются на заводе, правильность их работы следует проверять во время эксплуатации. В случае утечки жидкости необходимо устранить причину и долить жидкость (долив жидкости производится при разборке амортизатора).

Заливая жидкость, надо следить за тем, чтобы в амортизаторы не попали грязь, песок, так как посторонние примеси выводят их детали из строя.

, , ,