Колесный тормоз с пневматическим приводом
Как устроен колесный тормоз автомобиля ЗИЛ-130?
Колесный тормоз автомобиля ЗИЛ-130 (рис.148) состоит из опорного тормозного диска 2, жестко прикрепленного к поворотной цапфе передних колес или раструбам картера заднего моста. На диске на опорных пальцах эксцентричной формы установлены тормозные колодки 4 с фрикционными накладками. Вокруг колодок вращается тормозной барабан, жестко соединенный со ступицей колеса. Обе колодки стягиваются стяжной пружиной 3 и прижимаются роликами 15 к разжимному кулаку 14. Ролики свободно устанавливаются на оси и при работе могут поворачиваться. Разжимной кулак 14 изготовлен вместе с валом. На конец вала со шлицами одевается поворотный рычаг 9 с червячной шестерней 11 и червяком 10. Вращая червяк через червячную шестерню, можно поворачивать разжимной кулак и таким путем регулировать зазор между колодками и барабаном. Верхний конец рычага пальцем 12 соединяется со штоком 8 тормозной камеры. Между корпусом и крышкой тормозной камеры зажата резинотканевая диафрагма 6. Под диафрагмой имеется металлическая шайба, соединенная со штоком 8. На шток одеты пружины 7, стремящиеся сдвигать диафрагму влево, вытесняя из нее воздух и растормаживая таким путем колеса автомобиля. К крышке камеры крепится штуцер 5 для подсоединения трубопровода или шланга подвода воздуха от тормозного крана.
Рис.148. Колесный тормоз с пневматическим приводом.
Как работает колесный тормоз с пневматическим приводом?
При нажатии на тормозную педаль открывается впускной клапан тормозного крана и сжатый воздух из баллонов по трубопроводам поступает в наддиафрагменную полость тормозной камеры, воздействует на диафрагму, прогибает ее, сжимая пружины 7 (рис.148), и передвигает шток 8, поворачивая рычаг 13 и разжимной кулак 14, который через ролики 15 раздвигает тормозные колодки и прижимает их фрикционные накладки к тормозным барабанам. Между ними возникает трение и колесо останавливается в заторможенном состоянии. Чтобы продолжать движение, водитель отпускает тормозную педаль, при этом в тормозном кране закрывается впускной и открывается выпускной клапаны. Воздух не тормозных камер по тем же трубопроводам и шлангам через открытый выпускной клапан выходит в атмосферу. Пружины 7 возвращают диафрагму в исходное положение, шток 8 прекращает давление на рычаг и на разжимной кулак, стяжные пружины 3 возвращают колодки в исходное положение. Между колодками и барабаном образуется зазор, и автомобиль может продолжать движение.
***
Проверьте свои знания и ответьте на контрольные вопросы по теме «Тормозная система»
Тормозная система с пневматическим тормозным приводом Компрессор, регулятор давления, воздушные баллоны