Устройство автомобиля

Пособие по устройству автомобиля

 

Тормоза автомобиля

Принцип действия одного из самых ответственных механизмов автомобиля – тормоза – основан на создании трения в самом механизме. Благодаря тормозной системе водитель имеет возможность снизить скорость автомобиля настолько, насколько это требуют обстоятельства, а также остановить его и удержать на месте.

Тормозная система играет исключительно важную роль в обеспечении безопасности движения. Отличительная особенность этой системы от других в том, что никогда не известно, в какой момент она понадобится. Представьте себе состояние водителя в момент внезапного возникновения перед автомобилем препятствия. Единственная надежда на спасение – тормоза автомобиля или руль. Поэтому эти системы должны быть постоянно готовы к действию.

Для повышения безопасности движения на современных автомобилях применяют две тормозные системы, действующие независимо друг от друга и обеспечивающие три вида торможения – рабочее, стояночное и аварийное.

Рабочий (ножной) тормоз автомобиля – основной тормоз, действующий при нажатии ногой на педаль, обеспечивающий максимальное замедление движения автомобиля. Рабочим тормозом водитель пользуется при движении, маневрировании и остановках.

Стояночный тормоз предназначен для затормаживания автомобиля на стоянках и удержания его на уклонах.

Аварийный тормоз необходим для затормаживания движущегося автомобиля в случае отказа или недостаточной эффективности рабочего тормоза. Стояночный и аварийный тормоза приводятся в действие рычагом стояночного тормоза, действующего на тормозные механизмы задних колес.

Тормозная система автомобиля состоит из тормозного механизма (тормоза) и тормозного привода. Тормозной механизм служит для создания тормозного момента, необходимого для замедления движения автомобиля или удержания его на месте.

В зависимости от расположения тормоза могут быть колесными, действующими непосредственно на колеса автомобиля или трансмиссионными, действующими на ведомый вал коробки передач. По форме вращающейся поверхности тормоза автомобиля могут быть барабанными и дисковыми, а по конструкции деталей, производящих торможение, – колодочными и ленточными.

На рисунке 1 показан колодочный тормоз переднего колеса автомобиля ГАЗ-24. На щите 3 установлены две колодки 1 и 4, каждая из которых упирается одним концом на эксцентрик 9 опорного пальца 10, вторым – в прорезь стержня поршня 6 колесного цилиндра. Колодка стянуты пружинами 2 и 8. К колодкам тормоза прикреплены фрикционные накладки. Тормоза имеют специальное устройство, автоматически поддерживающее нужный зазор между барабаном и фрикционными накладками колодок независимо от степени их износа. Саморегулирующее устройство состоит из упорных колец, впрессованных в колесные цилиндры.

Передний тормоз автомобиля ГАЗ-24

Рис.1. Передний тормоз автомобиля ГАЗ-24:
1, 4 – колодки; 2, 8 – стяжные пружины; 3 – щит; 5 – упорное кольцо; 6 – поршень; 7 – колесный цилиндр; 9 – эксцентрик опорного кольца; 10 – опорный палец.

В замковые отверстия упорных колец устанавливаются поршни, положение которых фиксируется концом колодки.

Поршень после сборки должен иметь в упорном кольце свободный ход в пределах 1,9-2,1 мм, обеспечивающий перемещение колодок при торможении. При износе фрикционных накладок и барабана зазор между ними увеличивается. В таком случае при нажатии на педаль тормоза упорные кольца передвигаются под давлением тормозной жидкости, действующей на поршень, а зазор между колодками и барабаном устанавливается в пределах нормы автоматически.

На передних колесах «Жигули» и последних выпусках «Москвичей» установлены дисковые тормоза, на задних – барабанные. Такое сочетание повышает устойчивость автомобиля при торможении.

Дисковый тормоз (рис.2) состоит из чугунного диска, закрепленного на ступице колеса, и двух тормозных колодок 5, установленных на пальцах суппорта 1. К колодкам прикреплены фрикционные накладки. При торможении из главного тормозного цилиндра жидкость под давлением поступает по трубопроводу 7 и штуцеру 6 во внутренние полости цилиндра 3 и перемещает поршни вместе с тормозными колодками к вращающемуся диску, останавливая его, а так как диск жестко связан со ступицей, то со ступицей останавливается и закрепленное на ней колесо.

Суппорт передних тормозов автомобиля «Жигули»

Рис.2. Суппорт передних тормозов автомобиля «Жигули»:
1 – корпус суппорта, 2 – клапан для прокачки тормозов, 3 – цилиндр, 4 – поршень, 5 – тормозная колодка с накладкой, 6 – штуцер, 7 – трубопровод.

, , , , , ,