Регулировка зазора между барабаном и накладками колодок, проверка стояночного тормоза
Благодаря наличию в механизмах рабочего тормоза специальных устройств, автоматически поддерживающих нормальный зазор между барабаном и фрикционными накладками колодок при их износе, тормоза в процессе эксплуатации в регулировке не нуждаются. Если конструкцией саморегулировочное устройство не предусмотрено, то необходимость в выполнении регулировки определяется по увеличению свободного хода тормозной педали или после замера зазора между барабаном и фрикционными накладками тормозных колодок при помощи щупа.
При правильно отрегулированных тормозах этот зазор должен быть в пределах 0,10-0,15 мм, а свободный ход педали не превышать 5 мм.
Для регулировки зазора между барабаном и накладками колодок педаль тормоза надо нажать до упора, чтобы тормозные колодки прижались к барабану, и при удержанной педали повернуть головку регулировочных эксцентриков до соприкосновения с колодками. Для этого головку эксцентрика передней колодки правого колеса (в направлении движения автомобиля) и задней колодки левого колеса вращают по ходу часовой стрелки. Головку эксцентрика задней колодки правого колеса и передней колодки левого колеса – против хода часовой стрелки. Выполнив эту операцию, педаль отпускают и головки регулировочных эксцентриков поворачивают в направлении, противоположном предыдущей операции, чтобы освободить барабан, затем несколько раз резко нажимают на педаль тормоза и проверяют, не задевают ли колодки барабаны при вращении колес, поднятых домкратом.
После окончания регулировки надо проехать 8-10 км без торможения, проверив на ощупь, не нагреваются ли барабаны. Ощутимый нагрев указывает на отсутствие зазора между барабаном и накладками колодок.
Если стояночный тормоз не удерживает автомобиль (независимо от условия его загрузки) на подъеме или спуске с уклоном 16%, то он считается неисправным и нуждается в регулировке. Необходимость в регулировке вызывается двумя причинами: износом фрикционных накладок тормозов задних колес или вытягиванием (удлинением) троса привода.
Для регулировки стояночного тормоза необходимо выполнить следующие операции: поднять заднюю часть автомобиля так, чтобы задние колеса не касались земли, отпустить рычаг стояночного тормоза в крайнее нижнее положение и проверить правильность зазора между фрикционными накладками и барабаном. Затем подтянуть рычаг стояночного тормоза на два зуба сектора и, ослабив контргайку 1 (рис.1), подтянуть гайку 2 до натяжения заднего приводного троса. После этого, поворачивая колеса вручную, убедиться, что колодки тормоза не задевают за барабан.
Рис.1. Регулировка натяжения троса стояночного тормоза автомобиля «Жигули»:
1 – контргайка , 2 – гайка
По окончании регулировки проверить качество ее выполнения на подъеме или спуске и затянуть контргайку 1.
Порядок прокачки тормозов Проверка эффективности действия тормозов