Устройство автомобиля

Пособие по устройству автомобиля

 

Проверка эффективности действия тормозов

Проверить эффективность действия рабочих тормозов можно по одному из следующих измерителей:
— величине тормозного пути, м;
— максимальному замедлению при торможении, м/сек2;
— тормозной силе тормозов, кГ.

Тормозной путь – это отрезок пути в метрах, пройденный автомобилем с момента начала нажатия на педаль тормоза до полной остановки автомобиля.

В определении тормозного пути важным фактором является фактическая скорость автомобиля. Поэтому перед проверкой тормозного пути спидометр должен быть тщательно проверен (тарирован) или же может быть использован специальный прибор типа «пятое колесо», потому что автомобильные спидометры обычно дают искажение истинной величины скорости на 15-20%, что при проверке тормозного пути нежелательно.

Начало торможения автомобиля фиксируют пистолетом-отметчиком, стреляющим на дорогу мелом в момент нажатия на педаль тормоза. Чтобы привести в действие пистолет-отметчик, провода пусковой катушки соединяют с контактами включателя стоп-сигнала. Таким образом, при нажатии на педаль тормоза замыкают контакты стоп-сигнала. При этом искра в специальной запальной свече воспламеняет пороховой заряд патрона, производя выстрел меловым порошком на дорогу. Замером расстояния от меловой отметки на дороге до пистолета-отметчика узнается тормозной путь.

Тормозной путь легкового автомобиля при однократном нажатии на педаль рабочего тормоза и движении со скоростью 30 км/ч на сухом горизонтальном участке дороги с твердым покрытием, имеющим коэффициент сцепления не менее 0,6, не должен превышать 7,2 м, а максимальное замедление должно быть не менее 5,8 м/сек2.

Максимальное замедление при торможении – это величина уменьшения скорости движения автомобиля в течение одной секунды, измеряемая в м/сек2.

Определить эффективность действия тормозов по максимальному замедлению гораздо проще, так как величина замедления не зависит от начальной скорости движения автомобиля. Следовательно, не требуется точного определения скорости, что существенно упрощает проверку тормозов. Величину замедления измеряют специальным переносным прибором инерционного типа – деселерометром, работа которого основана на измерении силы инерции, возникшей при торможении.

Проверка деселерометром производится в следующем порядке: на ветровом или боковом стекле внутри кабины автомобиля закрепляют деселерометр (рис.1) так, чтобы ось маятника располагалась горизонтально, а направление его качания совпало с направлением движения автомобиля. При этом маятник устанавливается напротив риски. С помощью ручки возврата стрелки ее прижимают к штифту маятника (установив метку на нуле).

деселерометр

Рис.1. Общий вид деселерометра:
1 – основание, 2 – присос, 3 – гайка фиксации стойки, 4 – стойка, 5 – гайка фиксации корпуса, 6 – ручка возврата стрелки, 7 – шкала, 8 – винт.

Разгоняют автомобиль со скоростью 30 км/ч, и после установления равномерного движения контролер, сидящий рядом с водителем, подает команды: «сцепление» и «стоп». Водитель, выполняя команды, должен выключить сцепление и экстренно затормозить ножным тормозом, то есть быстро нажать на педаль тормоза. Величина максимального замедления должна соответствовать норме.

, , , , , ,