Устройство автомобиля

Пособие по устройству автомобиля

 

Рулевое управление при независимой подвеске управляемых колес

Как устроено и работает рулевое управление автомобиля ГАЗ-24 «Волга»?

Рулевое управление автомобиля ГАЗ-24 «Волга» (рис.142) типа глобоидальный червяк – трехгребневой ролик с безопасной муфтой и расчлененным рулевым приводом. В алюминиевом картере 3 на двух роликовых конических подшипниках установлен червяк 11, соединенный с валом 12, помещенным в рулевой колонке. На втором конце вала жестко закреплено рулевое колесо. На рулевой колонке смонтирован замок противоугонного устройства, совмещенный с замком зажигания. Вал 12 в средней части расчленен и его концы соединяются через энергопоглощающую (безопасную) муфту 13, смягчающую удар водителя о рулевое колесо при столкновениях. Муфта состоит из резиновой шайбы 20, двух фланцев 14 со скосами и двух предохранительных пластин 15, соединенных пальцами 17 с втулками 16 и накладками 19, которые зафиксированы четырьмя стопорными пластинами 21. В резиновую шайбу входит распорная муфта 18. В аварийных ситуациях резиновая шайба срезается (разрывается) от удара водителя о рулевое колесо и верхний конец вала скользит мимо нижнего, предохраняя грудь водителя от травмирования.

Рулевое управление при независимой подвеске колес (ГАЗ-24 «Волга»).

Рис.142. Рулевое управление при независимой подвеске колес (ГАЗ-24 «Волга»).

С червяком в постоянном зацеплении находится трехгребневой ролик 9, установленный на шарикоподшипнике на оси 10, жестко закрепленной на валу 1 сошки 26. Ось ролика смещена вверх относительно оси червяка на 6-6,5 мм, что необходимо для зацепления червяка с роликом без зазора, а также позволяет регулировать зазор в зацеплении, образующейся по мере износа червяка и ролика путем перемещения вала сошки вместе с роликом вниз при помощи регулировочного винта 5, фиксируемого стопорной шайбой 4 и фиксатором 7. После регулировки винт закрывается колпачковой гайкой 6. Вал сошки вращается в бронзовых втулках, а передним концом опирается на роликовый цилиндрический подшипник 8. Картер заполняется жидким трансмиссионным маслом, утечка которого предотвращается самоподжимным сальником 2. На вал 1 одевается рулевая сошка 26 и жестко стопорится. С сошкой шарнирно соединяется средняя тяга 27 рулевого привода. Второй конец этой тяги поддерживается маятниковым рычагом 28, имеющим форму и размеры такие же, как и рулевая сошка. Со средней тягой соединяются боковые тяги 25 с резьбовыми наконечниками 24, позволяющими регулировать схождение колес. Резьбовые наконечники боковых тяг соединяются с рычагами поворотных цапф 23, а они жестко с поворотными цапфами 22, на оси которых устанавливаются ступицы и колеса автомобиля. Тяги между собой, с маятниковым рычагом и рычагами поворотных цапф соединяются с помощью пальцев 29 с шаровой головкой. К головке прижимаются два сферических стальных термически обработанных вкладыша 31. Снизу на палец воздействует опорная пята 32, нагруженная пружиной 33, поэтому шаровая поверхность головки пальца все время прижимается к вкладышам, автоматически выбирая зазор, образующийся в результате износа. Резиновое уплотнение 30 предотвращает попадание пыли и влаги внутрь шарового соединения. Снизу корпус закрывается резьбовой крышкой, которая обязательно шплинтуется. Внутренняя полость соединения заполнена непосредственно на заводе специальной смазкой, и в процессе эксплуатации ее добавлять не требуется.

Наличие зазоров в зацеплении червяк – ролик, шаровой палец – вкладыш, а также люфт подшипников ступиц колес, шкворней и их подшипников приводит к свободному ходу (люфту) рулевого колеса, который не должен превышать пределов, указанных в инструкции завода-изготовителя. Так, для автомобилей ГАЗ-24 «Волга», ГАЗ-53А, ГАЗ-66 он не должен превышать 10°, для ЗИЛ-130 и КамАЗ-5320 – 15°. Для проверки люфта пользуются люфтомером с динамометром или без него при установке управляемых колес для движения прямо на горизонтальной площадке. На автомобилях, в которых рулевое управление оборудовано гидравлическим усилителем, при проверке запускают двигатель.

***
Проверьте свои знания и ответьте на контрольные вопросы по теме «Передний мост и рулевое управление автомобиля»

,