Установка управляемых колес
Как должны быть установлены передние управляемые колеса?
Передние управляемые колеса должны быть установлены так, чтобы они занимали строго определенное положение относительно продольной оси автомобиля и осей шкворней. Положение передних колес определяется углами их установки и наклонами шкворней поворотных цапф. Правильная установка управляемых колес облегчает управление автомобилем, повышает безопасность движения, увеличивает срок службы переднего моста, шин и определяется углами продольного γ и поперечного β наклона шкворня, углом α развала и схождением колес.
Как образуется угол продольного наклона шкворня?
Угол γ продольного наклона шкворня (рис.143, а) образован между вертикалью и осью шкворня. Верхняя часть шкворня отклонена назад, а нижний конец вынесен вперед относительно вертикали, Точка пересечения его оси с дорогой лежит впереди точки касания колеса с дорогой на расстоянии С. Поэтому при повороте колеса появляется стабилизирующий момент, стремящийся возвратить колеса в положение, соответствующее прямолинейному движению. Величина этого момента определяется как произведение боковой реакции от центробежной силы на плечо, равное расстоянию С. Продольный наклон шкворня обычно находится в пределах 0-4° и устанавливается на заводе-изготовителе. На грузовых автомобилях в процессе эксплуатации он не регулируется, на ГАЗ-24 «Волга» – регулируется.
Рис.143. Углы установки управляемых колес:
а – продольный наклон шкворня; б – поперечный наклон шкворня и развал колес; в – схождение колес.
Как образуется угол поперечного наклона шкворня?
Угол β поперечного наклона шкворня (рис.143, б) образуется между вертикалью и осью шкворня (верхняя часть которого отклонена, внутрь) и способствует стабилизации управляемых колес. Благодаря поперечному наклону шкворня при повороте автомобиля происходит небольшой подъем передней части рамы над осью. Поэтому под действием массы автомобиля колесо стремится вернуться в положение, соответствующее прямолинейному движению. Кроме того, наличие поперечного наклона шкворня уменьшает величину плеча С, благодаря чему сокращается величина момента, который необходимо приложить при поворачивании колеса, а следовательно, уменьшается усилие, затрачиваемое водителем на управление автомобилем. Величина поперечного наклона шкворня находится в пределах 2,5-8° и в процессе эксплуатации автомобиля не регулируется.
Как определяется угол развала колес?
Угол развала колес α определяется отклонением колеса от его вертикального положения (рис.143, б). Обычно это, отклонение идет наружу, тогда развал считается положительным; если вовнутрь – отрицательным. Развал колес уменьшает расстояние от точки касания колеса с землей до точки пересечения с землей оси поворота колес, вследствие чего облегчается поворот автомобиля. При наличии развала, кроме того, на ступице колеса создается осевая сила, разгружающая наружный подшипник и гайку крепления ступицы. Развал колес достигается наклоном оси поворотной цапфы и находится в пределах 0-2°. На грузовых автомобилях он не регулируется, на легковых – регулируется.
Что подразумевается под схождением колес?
Под схождением колес (рис.143, в) подразумевается такая их установка в горизонтальной плоскости, при которой расстояние между шинами или дисками колес, замеренное раздвижной линейкой на уровне оси колеса, спереди (Б) меньше, чем сзади (А), на 1,5-12 мм. Такая установка колес предотвращает возможность их разворачивания при движении из-за развала и наличия зазоров в подшипниках ступиц колес, шкворней и их подшипников, поэтому они катятся прямолинейно. Схождение колес в процессе эксплуатации регулируют изменением длины поперечной рулевой тяги (грузовые автомобили) или боковых тяг (ГАЗ-24 «Волга»). Схождение находится в таких пределах: ГАЗ-24 «Волга» – 1,5-3 мм; ГАЗ-53А – 0-3 мм; ЗИЛ-130 и КамАЗ-5320 – 2-5 мм.
***
Проверьте свои знания и ответьте на контрольные вопросы по теме «Передний мост и рулевое управление автомобиля»
Рулевое управление при независимой подвеске управляемых колес Неисправности переднего моста и рулевого управления