Устройство автомобиля

Пособие по устройству автомобиля

 

Спидометр

Что представляет собой спидометр?

Спидометр представляет собой комбинированный прибор, показывающий скорость движения автомобиля (км/ч) и пройденное расстояние (км).

Он состоит из двух механизмов, установленных в общем корпусе: указателя скорости (рис.116, а) и счетного узла – счетчика (рис.116, б). Работа скоростного узла (рис.116, а) основана на принципе магнитно-вихревого действия. Постоянный магнит 2, закрепленный на приводном валу 1 и приводимый во вращение с помощью троса от ведомого вала коробки передач, намагничен так, что его полюса располагаются по периферии диска. На оси 6, свободно вращающейся на двух скользящих подшипниках, закреплена картушка 3, изготовленная из алюминия (материал; что не намагничивается}. Картушка охватывает магнит с небольшим зазором, но не соприкасается с ним. При таком расположении магнита и картушки бо́льшая часть силовых линий магнита пронизывает картушку. Над ней также с зазором установлен экран 4, изготовленный из магнитномягкого материала, концентрирующего магнитное поле в рабочем направлении. Во время вращения вала 1 поле магнита наводит в картушке местные вихревые токи, создающие в свою очередь магнитное поле картушки. Взаимодействие поля магнита и поля картушки вызывает крутящий момент, стремящийся повернуть картушку в направлении вращения магнита. Величина этого момента пропорциональна частоте вращения магнита. Повороту оси картушки препятствует спиральная пружина 5, закручивающаяся с увеличением тягового момента и создающая противодействующий момент, величина которого пропорциональна углу поворота. При постоянной частоте вращения магнита картушка, повернувшись на определенный угол, остановится в положении, когда момент взаимодействия магнитных полей станет равным противодействующему моменту волоска 5. Угол поворота картушки 3 и стрелки 8 прямо пропорционален частоте вращения магнита, поэтому шкала 7 градуирована равномерно.

Спидометр:  а – скоростной узел; б – счетный узел
Рис.116. Спидометр:
а – скоростной узел; б – счетный узел.

Счетный узел (рис.116, б) приводится в действие однозаходным червяком, закрепленным на валу. Счетный барабан 12 со стороны привода имеет 20 зубьев, расположенных по периферии, а с другой стороны – два зубца 14 и впадину между ними. Грибка 13 имеет шесть зубьев, зацепляющихся с барабанчиками, причем на той стороне грибки, которая соединяется с двузуб кой барабанчика, три зубца 10 из шести укорочены через один, остальные зубцы 9 и 11 длинные. Барабанчики и трибки свободно посажены на своих осях, а крайний правый барабанчик (начальный) связан с входным валиком спидометра.

При вращении начального барабанчика его двузубка подходит к укороченному зубцу 10 трибки, поворачивает ее на 1/3 оборота и продолжает вращаться. В этом случае трибка повернет последующий барабанчик на два зубца, т. е. на 1/10 часть своего оборота. Пока двузубка начального барабанчика совершает полный оборот, грибка не может вращаться, так как два ее длинных зубца скользят по цилиндрической части барабанчика, где нет впадин. Такая конструкция обеспечивает поворот каждого последующего барабанчика на 1/10 часть оборота после того, как предыдущий сделает один полный оборот. Обычно на начальном барабанчике наносят красные цифры, показывающие пройденный путь в сотнях метров. Счетчик рассчитан на отсчет пройденного пути до 99999,9 км, после чего все цифры сбрасываются на нуль и начинается новый счет.

Крутящий момент к спидометру передается от ведомого вала коробки передач гибким валом, один конец которого соединяется со спидометром, другой – с винтовой шестерней ведомого вала коробки передач или раздаточной коробки. Гибкий вал состоит из троса с наконечниками, заключенного с зазором в гибкую оболочку с ниппелями, и гайками. Трос передает вращение, а оболочка укреплена неподвижно и защищает его от повреждений. Гибкий трос состоит из нескольких винтовых многозаходных пружин, навитых одна на другую в несколько слоев и имеющих общий внутренний сердечник из проволоки. Направления навивки слоев чередуются. В спидометре между приводным валом и начальным барабаном счетного узла применяют три понижающих ступени червячных передач с передаточным отношением 624.

***
Проверьте свои знания и ответьте на контрольные вопросы по теме «Приборы сигнализации. Контрольно-измерительные приборы»

, , , , ,