Устройство автомобиля

Пособие по устройству автомобиля

 

Устройство однодискового сцепления

Какое сцепление называется постоянно замкнутым?

Постоянно замкнутым называется такое сцепление, в котором ведущие и ведомые диски постоянно находятся во включенном (прижатом, замкнутом) состоянии. Его выключают (разъединяют ведущие и ведомые диски) только на время включения или переключения передач, при остановках. В устройство такого сцепления входит механизм и привод выключения механизма сцепления, который может быть механическим, гидравлическим, пневматическим и комбинированным.

Что входит в устройство механизма сцепления автомобиля ГАЗ-53А?

Механизм сцепления автомобиля ГАЗ-53А (рис.124) состоит из ведомого диска 3 с фрикционными накладками, изготовленными из асбокартона, асбокаучука или асбобакелита, обладающими высоким коэффициентом трения. Этот диск своей ступицей 9 смонтирован на шлицах ведущего вала 11 коробки передач так, что он может передвигаться в осевом направлении по валу и вращаться вместе с ним. Ведомый диск своими фрикционными накладками прижимается к маховику 1, жестко закрепленному на коленчатом валу двигателя. Эта сторона маховика гладко обработана и выполняет роль ведущего диска. С другой стороны, к ведомому диску прижимается стальной нажимной диск 4 с гладко обработанной поверхностью, который своими приливами через оси рычагов 5 и опорные вилки с гайками 7 соединяется с кожухом 14 сцепления. На тыльной стороне нажимного диска на термоизоляционных шайбах установлено 12 рабочих пружин 15 заданной упругости. Пружины другими концами упираются в кожух 14, который жестко крепится болтами к маховику. Весь механизм помещается в картере 2.

Сцепление автомобиля ГАЗ-53А

Рис.124. Сцепление автомобиля ГАЗ-53А.

Таким образом, рабочие пружины постоянно сжаты и вследствие этого нажимной диск 4 прижимается к ведомому 3, а он к маховику 1. Между дисками и маховиком возникает сила трения, благодаря которой при вращении коленчатого вала все диски сцепления будут вращаться вместе с маховиком как одно целое, а так как ведомый диск 3 своей ступицей 9 установлен на ведущем (первичном) валу коробки передач, то и он будет вращаться, передавая крутящий момент на колеса автомобиля. Сцепление включено, автомобиль движется.

Что нужно сделать для выключения сцепления, как устроен и работает механический привод выключения сцепления?

Для выключения сцепления необходимо, сжав рабочие пружины, отвести нажимной диск 4 (рис.124) от ведомого 3. Для отвода нажимного диска от ведомого на его тыльной стороне выполнены три прилива, в которых просверлены отверстия, а в них на игольчатых подшипниках установлены три рычажка 5, вторые концы которых находятся строго в одной плоскости. Каждый рычажок подвешен к кожуху сцепления с помощью опорной вилки 7 и закрепляется регулировочной гайкой. Если одновременно нажать на все рычажки, то они, поворачиваясь на опорах вилок, вторыми своими концами отведут нажимной диск от ведомого, еще больше сжав рабочие пружины, трение между дисками прекратится, ведомый диск остановится, а вместе с ним остановится и ведущий вал коробки передач. Сцепление выключится.

Для воздействия на рычажки выключения служит привод выключения сцепления, который состоит из упорного шарикоподшипника 10 с муфтой, перемещающейся по направляющему стакану, свободно одетому на ведущий вал коробки передач. Для смазки стакана имеется масленка 6. В муфту упирается вилка 12, которая опирается на шаровую опору 13, закрепленную неподвижно в картере 2, а вторым концом соединяется с тягой 17 и крепится регулировочной гайкой 16. Пружина 18 оттягивает вилку в исходное положение, чтобы муфта через шарикоподшипник не воздействовала на рычажки выключения при включенном сцеплении. Тяга 17 соединяется с рычагом 19 вала педали 21, смонтированного в кронштейне 23. На этом валу есть также педаль 20 рабочего тормоза. Пружина 22 оттягивает педаль выключения сцепления в исходное положение.

Как работает привод выключения сцепления?

При нажатии водителем на педаль 21 (рис.124) вал поворачивается и через рычаг 19, тягу 17 воздействует на вилку выключения 12, а она перемещает муфту 10 вместе с упорным подшипником в сторону рычажков выключения 5, которые отводят нажимной диск от ведомого. Сцепление выключено.

Чтобы включить сцепление, необходимо плавно отпускать педаль сцепления. Рабочие пружины 15, распрямляясь, перемешают нажимной диск к ведомому, прижимая его к маховику. Для плавного включения сцепления фрикционные накладки ведомого диска к одной стороне приклепываются через пластинчатые пружины. Кроме того, ведомый диск соединяется со своей ступицей через демпферные пружины 8 гасителя крутильных колебаний, установленные по окружности диска с небольшим зазором. При включении сцепления накладки ведомого диска, прижавшись к маховику, получают от него крутящий момент. Пружины, сжимаясь, препятствуют резкой передаче крутящего момента от диска к ступице и ведущему валу коробки передач, что обеспечивает плавное включение сцепления и безударную передачу крутящего момента на шестерни коробки передач. Кроме того, эти пружины гасят крутильные колебания, возникающие в коленчатом валу вследствие периодического воздействия расширяющихся газов.

***
Проверьте свои знания и ответьте на контрольные вопросы по теме «Сцепление»

, , , , , , ,