Устройство автомобиля

Пособие по устройству автомобиля

 

Сцепление с гидравлическим приводом

На каких автомобилях устанавливается гидропривод выключения сцепления и что он обеспечивает?

Гидропривод выключения сцепления устанавливается на легковых и грузовых автомобилях (ГАЗ-66, КамАЗ-5320). Он обеспечивает более плавное включение сцепления из-за перетекания жидкости в приводе, а подбором диаметра поршня главного и рабочего цилиндров добиваются минимальных усилий, прикладываемых водителем к педали для выключения сцепления, что облегчает его труд.

Как устроен гидропривод выключения сцепления?

Гидропривод выключения сцепления автомобиля ГАЗ-24 «Волга» (рис.125) состоит из главного цилиндра 7 с резервуаром для жидкости, рабочего цилиндра 12, соединительного трубопровода 11, толкателя 16, вилки выключения 17, шаровой опоры 19, жестко закрепленной на картере сцепления, муфты выключения 20 с упорным шарикоподшипником, педали 1 выключения сцепления, установленной в кабине автомобиля. В главном цилиндре находится поршень 4 с шестью отверстиями на головке и уплотнительной манжетой. Перед ним имеется резиновая центральная манжета 5 и упорная шайба, в которую упирается пружина 6, отжимающая поршень в исходное положение. В поршень упирается толкатель 3, на который одет защитный резиновый колпак, предотвращающий попадание пыли в цилиндр. Пружина 2 оттягивает педаль 1, а с ней и толкатель в исходное положение, при котором поршень 4 не воздействует на жидкость, а между ним и толкателем имеется зазор 0,8-0,9 мм, обеспечивающий свободный ход педали в пределах 12-28 мм. Полный ход педали составляет 145-160 мм. Цилиндр 7 с резервуаром 9 сообщается двумя отверстиями: меньшим – компенсационным 10 и большим – перепускным 8.

Рабочий цилиндр 12 крепится к картеру сцепления. В нем установлены пружина 14, поршень 15 с уплотнительной манжетой, стопорное кольцо, перепускной клапан 13 для удаления воздуха, проникшего в систему гидропривода. В поршень упирается толкатель 16, который другим концом соединяется с вилкой выключения 17. Вилка опирается на шаровую опору 19 и вторым концом воздействует на муфту 20 с упорным шарикоподшипником. Вся система гидропривода заполнена тормозной жидкостью, в которой отсутствуют даже пузырьки воздуха.

Сцепление с гидроприводом

Рис.125. Сцепление с гидроприводом.

Как работает гидропривод выключения сцепления?

При нажатии на педаль выключения сцепления усилие передается на толкатель и поршень. Поршень, передвигаясь, перекрывает компенсационное отверстие, давит на жидкость, вытесняя ее по трубопроводу в рабочий цилиндр, где она воздействует на его поршень, передвигая по цилиндру, а он передает давление на толкатель и вилку выключения, которая, поворачиваясь на шаровой опоре, вторым своим концом перемешает муфту выключения с упорным шарикоподшипником в сторону рычажков и воздействует на них. Рычажки 18 (рис.125), поворачиваясь относительно своих вилок, отводят нажимной диск 22 от ведомого 23, трение между ними прекращается и ведомый диск вместе с валом коробки передач останавливается. Сцепление выключено.

При отпускании педали жидкость из рабочего цилиндра возвращается в главный цилиндр, рычажки отходят в исходное положение, а рабочие пружины 21, распрямляясь, прижимают нажимной диск к ведомому и к маховику 24 – сцепление снова включается и может передавать крутящий момент на колеса автомобиля. Остальные детали механизма сцепления устроены так же, как и в ГАЗ-53А. Отличаются лишь тем, что на ГАЗ-24 «Волга» установлено 9 сдвоенных рабочих пружин 21, а между маховиком и ступицей ведомого диска – фрикционный гаситель 25 крутильных колебаний и иные размеры дисков.

В чем отличие устройства сцепления автомобиля ЗИЛ-130?

На автомобиле ЗИЛ-130 нажимной диск крепится к кожуху сцепления четырьмя парами пружинных пластин, через которые передается крутящий момент от кожуха. На нажимном диске шарнирно установлены четыре рычажка выключения и 16 рабочих пружин. На муфту выключения воздействует вилка, изготовленная заодно с валом, смонтированным в картере сцепления. Диски и другие детали имеют большие размеры. Работает сцепление так же, как и на автомобиле ГАЗ-53А.

В чем особенность устройства сцепления автомобилей ВАЗ-2101?

На автомобилях ВАЗ-2101, «Москвич-2140» и некоторых других установлено однодисковое сухое фрикционное сцепление с одной центральной диафрагменной нажимной пружиной, изготовленной из 18 пластинчатых пружинных лепестков, которые создают необходимое усилие на нажимной диск, прижимая ведомый диск к маховику, и одновременно выполняют функции рычажков выключения сцепления. Остальные детали такие же, как и на автомобиле ГАЗ-24 «Волга». Такое сцепление простое в устройстве, однако усилия, создаваемого диафрагменной пружиной, недостаточно, чтобы без проскальзывания (пробуксовывания) передавать большой крутящий момент в грузовых и некоторых легковых автомобилях.

Как устроено и работает сцепление автомобиля КамАЗ-5320?

На автомобиле КамАЗ-5320 и его модификациях устанавливается сухое двухдисковое фрикционное сцепление с автоматической регулировкой положения среднего ведущего диска. Сцепление (рис.126) состоит из картера 13, в котором на шлицах первичного вала 15 коробки передач или делителя установлены два ведомых диска 1 с фрикционными накладками и демпферными пружинами 16. Между ведомыми дисками имеется средний стальной ведущий диск 2 с устройством 3 для автоматической установки его в среднее положение. Средний ведущий диск с обеих сторон гладко обработан и к нему прижимаются ведомые диски. Задний ведомый диск одной стороной прижимается к маховику 14, который также гладко обработан с этой стороны. На передний ведомый диск воздействует нажимной диск 4, на тыльной стороне которого через термоизоляционные шайбы установлено 12 нажимных рабочих пружин 11. Пружины своими вторыми концами упираются в кожух 12, который болтами жестко крепится к маховику, создавая предварительное сжатие, рабочих пружин. Кроме того, на проушинах приливов нажимного диска монтируется четыре рычажка 5 выключения сцепления, вторые концы которых находятся строго в одной плоскости.

Двухдисковое сцепление автомобиля КамАЗ-5320

Рис.126. Двухдисковое сцепление автомобиля КамАЗ-5320

Каждый рычажок подвешен к кожуху с помощью опорной вилки 6. На рычажки воздействует привод 10 выключения сцепления через упорное кольцо 7, муфту 9 с упорным шарикоподшипником 8. Оттяжная пружина возвращает муфту выключения вместе с подшипником в исходное положение после отпускания педали сцепления. Привод выключения механизма сцепления на автомобилях КамАЗ гидравлический с пневматическим усилителем. В его устройство входят главный цилиндр гидропривода, пневматический усилитель с поршнем и клапанами управления, соединительные трубопроводы и шланги, педаль выключения сцепления, оттяжные и возвратные пружины.

Работа такого сцепления сходна с работой сцепления автомобилей ГАЗ. Отличие в том, что здесь образуется четыре (вместо двух) поверхности трения. Следовательно, оно может передавать и больший крутящий момент при относительно небольших размерах рабочих поверхностей (дисков), так как крутящий момент МКР, передаваемый сцеплением на коробку передач, определяемый по формуле:

МКР = μ·ZRСР·P,

где μ – коэффициент трения рабочих поверхностей сцепления; Z – количество поверхностей трения; RСР – средний радиус трения, м; Р – сила сжатия поверхностей трения, Н.

Отсюда видно, что, увеличив количество трущихся поверхностей с двух до четырех (Z = 4), можно передавать значительно больший крутящий момент, что важно для большегрузных автомобилей.

На автомобилях ЗИЛ-117, ГАЗ-14 «Чайка» устанавливается гидровакуумный усилитель выключения сцепления.

***
Проверьте свои знания и ответьте на контрольные вопросы по теме «Сцепление»

, , , , , , , ,