Дифференциал
Дифференциал, распределяя крутящий момент по ведущим колесам, обеспечивает их вращение с различными угловыми скоростями на повороте и при движении по неровным дорогам. При движении автомобиля на повороте наружное ведущее колесо (относительно центра поворота) описывает кривую большего радиуса, чем внутреннее. Если в таком случае вращать колесо с одинаковой скоростью, то колесо, описывающее меньший радиус, будет частично проскальзывать по полотну дороги. Для предотвращения этого нужен механизм, допускающий вращение колес с разными угловыми скоростями. Таким механизмом является дифференциал (от латинского diffегеntiа – разность). Изобретен он был в 1828 году французским изобретателем О. Пеккером.
Передние колеса в таком механизме не нуждаются, так как они сидят свободно на своих осях, что позволяет им автоматически устанавливать необходимое число оборотов.
Дифференциал (рис.1) состоит из коробки 2 (две получашки), связанной с ведомой шестерней главной передачи 1, крестовины 4 с коническими шестернями 5 (сателлиты) и полуосевых шестерен 3.
Рис.1. Дифференциал:
1 – ведомая шестерня главной передачи, 2 – коробка дифференциала, 3 – полуосевые шестерни, 4 – крестовина, 5 – сателлит.
При движении автомобиля по прямой и ровной дороге оба ведущих колеса испытывают одинаковое сопротивление качению.
При этом ведомая шестерня вращает коробку дифференциала с крестовиной и сателлитами. Сателлиты, находясь в зацеплении с полуосевыми шестернями, вращают их с одинаковой скоростью. Если силы сопротивления качению различны (при повороте внутреннее колесо встречает бо́льшее сопротивление), то внутреннее колесо, снизив свою скорость, придержит полуосевую шестерню, а сателлиты начнут вращаться вокруг своих осей, благодаря чему внешнее колесо, описывающее больший круг, начнет вращаться быстрее, а внутреннее медленнее.
При движении по бездорожью (грязь, снег, лед) дифференциал затрудняет проходимость автомобиля. Главная передача и дифференциал размещаются в картере ведущего моста. Для смазки деталей в картер заливается гипоидное масло. Так же как и в коробке передач имеются два отверстия, которые закрываются резьбовыми пробками. Верхнее необходимо для заливки до расчетного уровня, нижнее – для выпуска отработавшего масла.
Последними деталями, завершающими передачу крутящего момента от дифференциала к ведущим колесам, являются полуоси.
Уход за главной передачей и дифференциалом состоит в подтяжке креплений, проверке уровня масла в картере заднего моста и смене масла по графику. Смену масла в картере заднего моста лучше всего производить немедленно после возвращения из рейса, когда масло еще горячее. Для этого выворачивают сливную пробку, выпускают отработавшее масло, закручивают пробку и заливают промывочное (веретенное масло АУ), а затем одно из задних колес поднимают домкратом так, чтобы оно не касалось земли, и, включив четвертую передачу, пускают двигатель. Двигателю дают поработать 2 минуты, после этого промывочное масло сливают и заливают свежее.
Главная передача Кузов легкового автомобиля