Механизм переключения коробки передач
Механизм переключения коробки передач обычно размещается на боковой крышке. Состоит он из ползунов, к которым крепятся вилки, входящие в кольцевые канавки кареток. В зависимости от количества ползунов коробки подразделяются на двух- и трехходовые.
Переключение передач осуществляется рычагом 9 (рис.1), установленным на полу кузова справа от водителя. Для удержания кареток в включенном состоянии имеются фиксаторы, состоящие из пружины и шарика. Шарик под давлением пружины входит в специальное углубление на ползуне, удерживая его от самопроизвольного выключения. Между ползунами установлены замки, состоящие из двух сухарей 22 и штифтов 23, предотвращающие одновременное перемещение двух ползунов, то есть включение двух передач.
Рис.1. Механизм включения коробки передач автомобиля ГАЗ-24:
1 – шестерня заднего хода, 2 – сухарик, 3 – рычаг, 4 – ось рычага, 5 – стопорный винт, 6 – штифт, 7 – колпак, 8 – пружина, 9 – рычаг переключения передач, 10 – резиновый кожух, 11 – седло пружины, 12 – заглушка, 13 – пружина предохранителя, l4 – предохранитель, 15 – пробка, 16 – вилка включения третьей и четвертой передач, 17 – ползун третьей и четвертой передач, 18 и 19 – шарик и пружина фиксатора, 20 – коническая пробка, 21 – вилка включения первой и второй передач, 22 – сухарь замка, 23 – штифт, 24 – головка включения третьей и четвертой передач, 25 – ползун первой и второй передач, 26 – головка, 27 – поводок включения заднего хода, 28 – включатель света заднего хода, 29 – ползун включения заднего хода, 30 – вилка включения заднего хода, 31 – крышка картера.
При включении первой и второй передач нижний конец рычага 9 входит в прорезь головки 26 ползуна 25, а при выключении третьей и четвертой передач в прорезь головки 24, в прорезь поводка 27 – при включении заднего хода.
На ползунах при помощи стопорных винтов крепятся вилки: 16 и 21, входящие в кольцевые выточки синхронизаторов. Вилка включения заднего хода 30, перемещая ползун 29, поворачивает рычаг 3, установленный на оси 4, который сухариком 2 вводит в зацепление шестерню заднего хода 1.
Для предотвращения включения заднего хода при движении вперед устанавливается предохранитель, состоящий из плунжера с пружиной, размещенной в переводной головке.
Чтобы включение шестерен было безударным, необходимо обеспечить равенство угловых скоростей, входящих в зацепление шестерен. Этого можно добиться, применив синхронизатор. Синхронизатор (рис.2) состоит из ступицы 11, сухаря 3 с фиксатором 5, передвижной муфты 10 и двух конусных блокирующих колец.
Рис.2. Синхронизатор:
1 – первичный вал, 2 – зубчатый венец первичного вала, 3 – сухарь, 4 – вилка включения передач, 5 – шариковый фиксатор, 6 – зубчатый венец шестерни второй передачи. 7 – шестерня второй передачи, 8 – вторичный вал, 9 – конусное блокирующее кольцо, 10 – передвижная муфта, 11 – ступицы синхронизатора.
Включение передач осуществляется передвижением муфты, которая при помощи фиксаторов и сухарей перемещает блокирующие кольца, прижимая синхронизатор к конусной поверхности шестерни первичного или вторичного валов. Вследствие возникшего трения, их угловые скорости выравниваются, при дальнейшем перемещении муфты шарики фиксатора вдавливаются в отверстие сухарей и зубья передвижной муфты бесшумно входят в зацепление с венцом включаемой шестерни.
Уход за коробкой передач заключается в очистке коробки от грязи и подтяжке креплений, проверке уровня масла и доливке его при понижении уровня и в смене масла через период, указанный в заводской инструкции.
Замена масла производится в следующей последовательности: слить масло из картера коробки передач, когда масло горячее, и залить промывочное (веретенное масло), запустить двигатель и дать ему поработать 5 минут, затем его остановить, слить промывочное масло и залить свежее.
Схема ступенчатой коробки передач Передача крутящего момента