Устройство автомобиля

Пособие по устройству автомобиля

 

Передача крутящего момента

На автомобиле карданная передача применяется для передачи крутящего момента от коробки передач к главной передаче в условиях меняющегося взаимоположения этих агрегатов. Это вызвано тем, что коробка передач 1 (рис.1) жестко связана с двигателем, неподвижно укрепленным на раме 5, а ведущий (задним) мост 3 имеет упругую связь с рамой через рессоры 4. При деформации рессор ведущий мост, совершая вертикальное колебание, перемещается относительно коробки передач, изменяя угол α карданной передачи 2.

Схема передачи крутящего момента от коробки передач к заднему мосту

Рис.1. Схема передачи крутящего момента от коробки передач к заднему мосту:
1 – коробка передач, 2 – карданная передача, 3 – задний мост, 4 – рессора, 5 – рама.

На рисунке 1 рама показана условно, так как у легковых автомобилей рамы нет. Ее роль выполняет кузов.

К карданной передаче относятся валы и карданы (шарниры). Кардан (рис.2) состоит из крестовины кардана 4 и двух вилок 3. Шипы крестовины 10 входят в проушины вилок. Между шипами крестовины и проушинами вилок установлен стакан 5 с игольчатым подшипником 6. Чтобы смазка в подшипнике удерживалась, устанавливают сальники 9. Стаканы с подшипниками крепятся в проушинах вилки при помощи крышек со стопорными пластинами и болтами.

Карданная передача

Рис.2. Карданная передача:
1 – карданный вал, 2 – шлицевой наконечник вала, 3 – вилки, 4 – крестовина кардана, 5 – стакан, 6 – игольчатый подшипник, 7 – опорное кольцо подшипника, 8 – корпус подшипника, 9 – сальник, 10 – шип крестовины, 11 – крышка, 12 – стопорная пластина, 13 – болт, 14 – резиновый пылезащитный чехол

Шлицевое соединение одной из вилок с валом образует скользящее соединение, в результате чего длина карданной передачи может изменяться при взаимных перемещениях коробки передач и ведущего моста. Наклон карданного вала обеспечивается поворотом крестовины относительно вилки и наоборот.

Валы карданной передачи изготовлены из тонкостенных стальных труб. К концам трубы с одной стороны привариваются вилки, с другой – шлицевой наконечник 2. Шлицевое соединение предохраняется от грязи сальником и резиновым пылезащитным чехлом 14.

, , , ,