Устройство автомобиля

Пособие по устройству автомобиля

 

Приборы подачи топлива и воздуха

Топливный бак предназначен для хранения запаса топлива, достаточного для пробега автомобиля на расстояниях в 400-500 км. Как правило, бак расположен в задней части автомобиля (исключение составляет «Запорожец»). Изготовляется он из листовой стали. Горловина его закрывается пробкой. В пробке предусмотрены два клапана, сообщающих полость бака с атмосферой и препятствующих возникновению в баке в жаркую погоду повышенного давления или разряжения при расходовании топлива. К верхней части бака прикреплен датчик электрического указателя уровня топлива. В нижней части бака имеется сливное отверстие, закрытое пробкой.

Топливный фильтр (рис.1) очищает топливо от механических частиц и воды. Состоит он из корпуса 1, отстойника 5, прикрепленного скобкой 6. В отстойнике установлен прижимаемый пружиной фильтрующий элемент 3. Для герметичности фильтра между отстойником и корпусом установлена уплотнительная прокладка 2.

Фильтр тонкой очистки топлива двигателя автомобиля ГАЗ-24

Рис.1. Фильтр тонкой очистки топлива двигателя автомобиля ГАЗ-24:
1 – корпус, 2 – уплотнительная прокладка, 3 – фильтрующий элемент, 4 – пружина. 5 – отстойник, 6 – скоба крепления отстойника.

Подача топлива из бака в карбюратор осуществляется топливным насосом, приводимым в действие эксцентриком распределительного вала.

Топливный насос (рис.2) состоит из трех частей. Между средней 5 и нижней 3 частями корпуса зажата диафрагма 4. В центре диафрагмы между тарелками 10 и 11 укреплен шток 13 с буртиком в нижней части. В буртик упирается конец рычага привода насоса 2, вторым концом рычаг прижат пружиной 1 к толкателю эксцентрика распределительного вала. Пружина 12 отжимает диафрагму в верхнее положение. В средней части корпуса установлено два клапана: всасывающий 7 и нагнетательный 8. Пространство над клапанами прикрыто верхней частью 6 корпуса насоса.

Топливный насос двигателя автомобиля «Москвич-412»

Рис.2. Топливный насос двигателя автомобиля «Москвич-412»:
1 – пружина рычага привода насоса, 2 – рычаг привода насоса, 3 – нижняя часть корпуса, 4 – диафрагма, 5 – средняя часть корпуса, 6 – верхняя часть корпуса, 7 – всасывающий клапан, 8 – нагнетательный клапан, 9 – тяга ручной подкачки, 10, 11 – тарелки диафрагмы, 12 – пружина диафрагмы, 13 – шток диафрагмы, 14 – рычаг ручной подкачки.

Когда выступ эксцентрика распределительного вала набегает на толкатель, он перемещается и нажимает на плечо рычага 2. Поворачиваясь вокруг оси, рычаг 2 перемешает вниз шток 13 с диафрагмой 4. Под действием создавшегося разряжения открывается всасывающий клапан 7, топливо из бака по трубке поступает в полость отстойника и, пройдя через фильтр, заполняет полость над диафрагмой. После того, как эксцентрик распределительного вала повернется, рычаг 2 освободит шток и под воздействием пружины 12 диафрагма 4 возвратится в верхнее положение. В полости над диафрагмой создается избыточное давление, которое закроет всасывающий клапан 7 и откроет нагнетательный клапан 8, выталкивая топливо по трубе в поплавковую камеру карбюратора.

Большое значение для долговечности работы двигателя имеет чистота используемого воздуха, так как пыль, содержащаяся в воздухе, при попадании в цилиндры вызывает ускоренный износ деталей двигателя. Очистка воздуха осуществляется с помощью воздушного фильтра.

Очистка воздуха в современных двигателях производится инерционно-контактным воздухоочистителем, оборудованным масляной ванной, или воздухоочистителем с сухим сменным фильтрующим элементом (рис.3), состоящим из корпуса 1, крышки 3 и фильтрующего элемента 2. Корпус снабжен воздушным патрубком 5. Воздухоочиститель расположен под капотом двигателя и прикреплен к карбюратору барашковой шпилькой 4. При правильном уходе за воздухоочистителем он способен задержать до 96% пыли.

Воздушный фильтр с сухим фильтрующим элементом двигателя автомобиля «Москвич-412»

Рис.3. Воздушный фильтр с сухим фильтрующим элементом двигателя автомобиля «Москвич-412»:
1 – корпус, 2 – фильтрующий элемент, 3 – крышка фильтра, 4 – барашковая шпилька, 5 – воздушный патрубок.

Отработавшие газы из цилиндров двигателя выбрасываются в атмосферу через глушитель шума, который представляет собой полый цилиндр из листовой стали, разделенный внутри перегородками. При прохождении отработавших газов через отверстия в перегородках скорость их уменьшается, вследствие чего газы выходят в атмосферу без шума.

, , , , , , , , ,