Устройство автомобиля

Пособие по устройству автомобиля

 

Проверка сцепления и тормоза

При проверке технического состояния сцепления и рабочего тормоза необходимо убедиться в плавности перемещения педалей и наличии у них свободного хода.

Для проверки свободного хода установить линейку (рис.1) на пол кабины и заметить показания на ней. Усилием руки перемещать педаль до тех пор, пока не станет ощутимым сопротивление. Разность между показаниями на линейке в исходном положении и в положении, при котором ощущается сопротивление, является величиной свободного хода.

Измерение свободного хода педали сцепления (тормоза)

Рис.1. Измерение свободного хода педали сцепления (тормоза)

Величины свободного хода педали сцепления и тормоза должны соответствовать данным, представленным в таблице.

Марка автомобиля Свободный ход педали сцепления, мм Свободный ход педали тормоза, мм
ГА3-53А
ГАЗ-66
ЗИЛ-157К
ЗИЛ-130, ЗИЛ-131
«Урал-375Д»
KpAЗ-255Б
KaмAЗ-5320
«Урал-4320»
35…45
32…44
30…45
35…50
30…40
32…40
30…42
30…40
8…14
8 ... 13

40…60*
20…33
10…15
20…30
15…25
* При установке на автомобиле одинарного тормозного крана – 20…80 мм.

При проверке технического состояния тормозов на автомобилях с гидравлическим (пневмогидравлическим) приводом тормозов контролируется, кроме того, уровень тормозной жидкости и состояние пробки в главном тормозном цилиндре.

При этом педаль тормоза при нажатии должна без заеданий перемещаться вперед и возвращаться под действием пружины в исходное положение.

В тормозах с гидравлическим приводом педаль не должна доходить до пола кабины ближе чем на ½ … 1/3 своего полного хода, причем нога должна ощущать «жесткую» педаль.

Если педаль опускается ниже, то это свидетельствует о попадании в привод тормоза воздуха, значительном увеличении зазора между накладками колодок и барабаном или сильном износе манжеты главного тормозного цилиндра.

Ощущение «мягкой» педали, позволяющей при незначительном усилии выжать ее почти до упора в пол, свидетельствует о наличии воздуха в приводе.

При проверке свободного хода педали тормоза на автомобилях с пневматическим и пневмогидравлическим приводом в ресиверах должен быть сжатый воздух, сами ресиверы должны быть без повреждений и коррозии, а конденсат слит. На автомобилях с пневматическим приводом тормозов для проверки необходимо предварительно отсоединить оттяжную пружину тяги.

Уровень тормозной жидкости в главном тормозном цилиндре (в бачке гидравлического привода тормозов автомобиля «Урал-375Д») провернется линейкой и должен быть на 15…20 мм ниже верхней кромки наливного отверстия. Отверстие в пробке главного тормозного, цилиндра (бачка) должно быть чистым. Если расстояние между площадкой тормозной педали и полом кабины у автомобилей с гидроприводом тормозов (например, ГАЗ-66, ГАЗ-53А) при полном ходе педали окажется менее 25 мм либо ход штока тормозных камер у автомобилей с пневматическим приводом тормозов (например, ЗИЛ-131, ЗИЛ-130) более 35 мм для передних и 40 мм для задних колес, то необходимо провести частичную регулировку тормозов колес для уменьшения зазора между колодками и барабаном. Она производится с помощью регулировочных, эксцентриков при небольших износах накладок в автомобилях с гидравлическим приводом тормозов и вращением осей червяков регулировочных рычагов в автомобилях с пневматическим приводом тормозов.

При проверке стояночного тормоза контролируется величина зазора между колодками и барабаном. Для этого необходимо перевести рычаг тормоза из исходного положения в положение полного затормаживания.

При исправном стояночном тормозе автомобиль УАЗ-469 должен затормаживаться при установке собачки рычага в третью или четвертую впадину сектора (считая от задней части). Перемещение рычага при полном затормаживании не должно превышать 4…6 зубьев сектора для автомобилей ЗИЛ-130, ЗИЛ-131 и ЗИЛ-157К. Автомобиль «Урал-375Д» должен полностью затормаживаться при положении зуба защелки на середине зубчатого сектора (на 8…10-м выступе сектора).

Для автомобиля ГАЗ-53А при исправном стояночном тормозе ход его рычага должен быть на 3…5 щелчков при полном затормаживании, а для автомобилей ГАЗ-66 – 10…12 щелчков.

Для автомобилей КрАЗ-255Б рычаг стояночного тормоза не должен доходить до конца нарезки на секторе на три-четыре зуба.

При проверке контролируется также состояние тормозного барабана и колодок, которые должны быть чистыми, не иметь повреждений и трещин. Наличие масла на рабочих поверхностях не допускается.

, , , ,