Рулевой привод автомобиля
Рулевой привод передает усилие от рулевого механизма к управляемым колесам и обеспечивает их взаимно правильное расположение при поворотах.
Для того чтобы направляющие колеса автомобиля при повороте катились по дуге окружности, как показано на рисунке 1, без бокового скольжения, оси всех колес должны пересекаться в точке О, называемой центром поворота. Поэтому передние колеса должны поворачиваться на разные углы: внутреннее, по отношению к центру поворота, должно поворачиваться на бо́льший угол, чем внешнее. Одновременный поворот направляющих колес на различные углы осуществляется благодаря конструкции рулевой трапеции.
Рис.1. Схема поворота автомобиля.
При независимой передней подвеске применяют рулевой привод расчлененной трапеции, состоящий (на примере автомобиля ГАЗ-24) (рис.2) из сошки руля 5, маятникового рычага 3, средней поперечной тяги 4, правой 2 и левой 6 боковых тяг с регулировочными трубками, рычагов 1 и 7 поворотных кулаков. Тяга 2 качается вокруг шарнира «а» маятникового рычага 3, тяга 6 вокруг шарнира «б» сошки руля 5. Каждая тяга при вертикальных колебаниях колес перемещается независимо от другой, не изменяя соотношения углов поворота колес.
Рис.2. Схема рулевого привода автомобиля ГАЗ-24:
1, 7 – рычаги поворотных кулаков, 2, 6 – боковые тяги, 3 – маятниковый рычаг, 4 – средняя поперечная тяга, 5 – сошка руля.
Рулевые тяги имеют шаровые шарниры. На рисунке 3 показан шарнир неразборной конструкции автомобиля ВАЗ. При сборке шарнир заполняется специальной смазкой и во время эксплуатации в смазке не нуждается.
Рис.3. Шарнир неразборной конструкции автомобиля ВАЗ-53:
1 – шаровый палец. 2 – грязезащитный чехол, 3 – корпус шарнира, 4 – опорный вкладыш, 5 – пружина, 6 – заглушки.
Шарнир состоит из корпуса 3, стального шарового пальца 1, опорного вкладыша из полиуретана с пружиной 5 и стальной штампованной заглушки 6. Верхняя часть шарнира защищена резиновым грязезащитным чехлом 2.
Взаимодействие деталей рулевого управления при повороте рулевого колеса показано на рисунке 2.
При поворачивании рулевого колеса по направлению часовой стрелки рулевой вал вместе с червяком также поворачивается. Поворот червяка заставит повернуться вал сошки руля, с которым он находится в зацеплении (в данном примере, против хода часовой стрелки). При повороте вал сошки переместит сошку, которая благодаря шарнирному соединению, подействует одновременно на боковую тягу 6 и среднюю 4, переместив их в направлении стрелок. Боковая тяга 6 через рычаг 7 повернет левый поворотный кулак, а средняя тяга через маятниковый рычаг 3 боковую тягу 2 и рычаг 1 – правый поворотный кулак.
Рулевой механизм автомобиля Неисправности рулевого управления автомобиля