Устройство автомобиля

Пособие по устройству автомобиля

 

Рулевой механизм автомобиля

Рулевое управление состоит из рулевого механизма и рулевого привода. Рулевой механизм увеличивает усилие, прикладываемое водителем к рулевому колесу при повороте автомобиля. Передаточное число рулевого механизма довольно высокое – i = 17-19. На легковых автомобилях в основном применяют рулевые механизмы типа червяк-ролик.

Рулевой механизм «Жигули» (рис.1) состоит из рулевого колеса, облицованного пластмассой, рулевого вала, расположенного внутри рулевой колонки. На верхней части рулевого вала нарезаны мелкие шлицы, на которые надевается рулевое колесо, фиксирующееся гайкой. Верхняя часть вала вращается в двух пластмассовых втулках, установленных в кронштейне, прикрепленном к панели приборов. На нижний конец вала 15 напрессован стальной глобоидальный червяк 6. Червяк установлен в картере 7 рулевого механизма на двух шариковых радиально-упорных подшипниках 17-18.

Рулевой механизм автомобиля «Жигули»

Рис.1. Рулевой механизм автомобиля «Жигули»:
1 – прокладка, 2 – регулировочный винт, 3 – гайка, 4 – пробка картера рулевого механизма, 5 – крышка картера рулевого механизма, 6 – глобоидальный червяк, 7 – картер рулевого механизма, 8 – сошка, 9 – гайка, 10 – шайба, 11 – сальник, 12 – бронзовая втулка, 13 – вал сошки руля, 14 – двухгребневый ролик, 15 – вал руля, 16 – регулировочная прокладка, 17 и 18 – шарико-радиально-упорные подшипники, 19 – регулировочная прокладка, 20 – крышка картера рулевого механизма, 21 – ось двухгребневого ролика, 22 – игольчатый подшипник.

Точность установки червяка обеспечивается подбором регулировочных прокладок 16. Осевой зазор червяка в подшипниках устраняется подбором регулировочных прокладок 19, установленных между картером 7 и крышкой 20 картера рулевого механизма.

Двухгребневый ролик 14 установлен в пазу головки вала сошки руля 13 на игольчатых подшипниках 22. Вал сошки руля вращается в бронзовых втулках. Нижний конец вала сошки уплотнен сальником 11.

Регулировка зазора в зацеплении между червяком 6 и двухгребневым роликом 14 производится регулировочным винтом 2, ввернутым в крышку картера рулевого механизма 5 и стопорится гайкой 3. На наружном конце вала сошки выполнены мелкие шлицы, на которые установлена сошка 8. Фиксация сошки относительно вала осуществляется совмещением двойного зуба на валу с двойной впадиной на шлицах сошки. Крепятся сошки на валу при помощи гайки 9. Маслоналивное отверстие закрывается пробкой картера рулевого механизма 4.

, ,