Устройство автомобиля

Пособие по устройству автомобиля

 

Неисправности рулевого управления автомобиля

В процессе эксплуатации автомобиля рабочие поверхности деталей рулевого управления изнашиваются. Вследствие этого в рулевом механизме и его приводе появляются зазоры, которые могут стать причинами вибрации передних колес, потери устойчивости автомобиля, стуком в рулевом механизме при движении, затрудненного управления и т. д.

Признаком появления зазоров является увеличенный свободный ход рулевого колеса. Появившиеся зазоры должны быть немедленно устранены.

Техническое состояние рулевого управления проверяют замером свободного хода рулевого колеса при помощи люфтомера, когда положение передних колес соответствует движению по прямой.

По условиям безопасности движения суммарный люфт (свободный ход рулевого колеса), при измерении его по ободу рулевого колеса, не должен превышать 25°.

По техническим условиям, после устранения зазоров в шарнирных соединениях рулевых тяг и передней подвески, люфт рулевого колеса не должен превышать 5° или 12-15 мм при замере на ободе колеса. Если люфт рулевого колеса превышает указанные величины, то необходимо регулировать рулевой механизм. Как это производится?

Наличие осевого люфта червяка можно обнаружить, приложив палец к ступице колеса и к корпусу переключателя указателей поворота. В это время вторая рука покачивает руль на небольшой угол в одну и в другую сторону. Наличие осевого люфта червяка ощущается пальцем.

Устранение осевого люфта червяка осуществляется прокладками, установленными между картерами рулевого механизма и нижней крышкой (ГАЗ, ВАЗ) или регулировочной гайкой (АЗЛК).

Регулировку надо производить так, чтобы червяк свободно вращался без осевого люфта. После этого проверить наличие бокового зазора в зацеплении ролика и червяка и, при необходимости, отрегулировать его. Для этого надо установить колеса в положении езды (по прямой) и освободить сошку от рулевых тяг. Затем, сохраняя положение сошки, соответствующее прямолинейному движению автомобиля, и покачивая ее, определить величину бокового зазора в зацеплении ролика и червяка. При этом в пределах поворота рулевого колеса до 30-60° в каждую сторону от нейтрального положения в зацеплении не должно быть зазора.

Если зазор обнаружен, то необходима регулировка, производимая специальным регулировочным винтом (на рис.1. Рулевой механизм автомобиля «Жигули» он обозначен 2).

После окончания регулировки рулевого механизма необходимо повернуть рулевое колесо из одного крайнего положения в другое для того, чтобы убедиться в отсутствии заедания или тугого вращения во всем диапазоне поворота рулевого колеса.

, , , , ,