Устройство автомобиля

Пособие по устройству автомобиля

 

Установка передних колес

Чтобы обеспечить легкость управления и устойчивость движения автомобиля, равномерный износ покрышек, передние колеса устанавливают под некоторыми углами (рис.1). Угол продольного наклона шкворня (угол α) выбирают таким, чтобы ось шкворня пересекала дорогу спереди на некотором расстоянии от центра пятна соприкосновения колеса с дорогой. Это создает стабилизирующий момент, который возвращает колеса в нейтральное положение во время случайного поворота руля при прямолинейном движении. На легковых автомобилях этот угол колеблется в диапазоне 0°±30°.

Схема установки передних колес

Рис.1. Схема установки передних колес:
α – угол продольного наклона шкворня;
β – угол развала колес;
δ – угол максимального поворота внутреннего колеса;
γ – угол поперечного наклона шкворня.

Стабилизации передних колес способствует также угол поперечного наклона γ. Благодаря поперечному наклону шкворня при повороте колес передняя часть автомобиля приподнимается и под действием силы тяжести возникает момент, когда колесо стремится повернуться в исходное положение.

Развал колес (β) – это наклон колеса наружу от продольной плоскости автомобиля. Развал колес и угол поперечного наклона шкворня (γ) уменьшают плечо поворота и, следовательно, облегчают поворот автомобиля. Угол развала не превышает 2°.

Схождение колес. При движении автомобиля передние (направляющие) колеса должны катиться параллельно друг другу без проскальзывания.

Схождение колес представляет собой разность расстояний между задней (Б) частью и передней (А) частью передних колес. Эта разность должна быть в пределах 1,0-3,0 мм δ – угол максимального поворота внутреннего колеса ближнего к центру поворота.

Регулировку развала колес желательно производить на специальном стенде, а при его отсутствии можно использовать горизонтальную площадку при поднятом передке автомобиля (рис.2). Для проверки угла развала, на ободе проверяемого колеса при помощи индикатора находим две точки равного бокового биения. Воображаемая прямая, соединяющая эти точки, должна находиться в вертикальной плоскости, проходящей через центр вращения колеса. Шнур отвеса должен находиться на уровне отмеченных точек. Угол развала определяется как разность между отрезками А и Б, которая должна быть равна 4-5 мм. Если эта величина не соответствует норме, то следует производить регулировку.

Проверка угла развала колес

Рис.2. Проверка угла развала колес.

Для регулировки схождения колес автомобиль устанавливают на ровной горизонтальной площадке так, чтобы передние колеса занимали положение, соответствующее прямолинейному движению. Автомобиль должен быть разгруженным, а шины нормально накачены. Устанавливаем линейку между краями обода колес так, чтобы упоры линейки касались боковин покрышек, а контрольные цепочки – пола, и замечаем показания на линейке. Затем автомобиль медленно перекатывают вперед пока линейка не окажется сзади, а цепочки не коснутся пола. Регулировку производят изменением длины поперечных рулевых тяг.

Регулировка подшипников ступиц передних колес. В процессе эксплуатации автомобиля появляется осевая качка (люфт), которую нужно периодически устранять регулированием. Несвоевременная регулировка ведет к сокращению срока службы подшипников, иногда даже к срыву резьбы под гайками крепления подшипников колес.

Чтобы определить осевую качку колеса, его следует покачать в вертикальной плоскости. При обнаружении осевой качки ее нужно устранить. Для этого необходимо снять декоративный колпак, колпак ступицы и поднять колесо домкратом так, чтобы шины не касались земли, а под другие колеса установить клинья. Расшплинтовать и отвернуть регулировочную гайку на ½ оборота и проверить, свободно ли вращается колесо. Если оно вращается не свободно, устраняют неисправность и только после этого приступают к регулировке подшипников. С этой целью заворачивают гайку ключом (усилием одной руки) до тугого вращении колеса (при затягивании гайки колеса надо поворачивать гак, чтобы шарики или ролики подшипника заняли правильное положение в обоймах). Затем отворачивают гайку на 1/6 оборота так, чтобы отверстие под шплинтом совпало с прорезью гайки, и проверяют наличие люфта. Закончив регулировку, шплинтуют гайку, надевают колпак ступицы и декоративный колпак. Освобождают колесо от домкрата, и правильность регулировки проверяют на ходу. Проехав 10-15 км, проверяют рукой нагрев ступицы. Ощутимый нагрев указывает на чрезмерную затяжку подшипников. В таком случае гайку нужно отвернуть на одну прорезь. Для смазки подшипников ступиц передних колес применяется универсальная тугоплавкая водостойкая смазка 1•13 или смазка ЦИАТИМ-201. Смазку необходимо добавлять или заменять в соответствии с рекомендациями заводов-изготовителей. При смене смазки надо снять и разобрать ступицы и осмотреть их, предварительно промыв детали в керосине.

Снимать, ступицу следует аккуратно, чтобы не повредить сальники. Проверяя исправность подшипников, надо следить, чтобы их кольца не имели выкрашивания, царапин, рисок и других повреждений. На внутренних кольцах подшипников не должно быть круговых рисок, царапин и следов наволакивания металла на внутренней поверхности. Ролики (шарики) также не должны иметь выкрашиваний, царапин и рисок. Сепараторы должны удерживать ролики или шарики с малыми зазорами.

, , , , , ,