Контрольно-измерительные приборы автомобиля
Сидя за рулем автомобиля, водитель имеет возможность наблюдать за температурой воды и давлением масла, проверять запас топлива в баке, следить за зарядкой аккумуляторной батареи, контролировать скорость движения и расстояние, пройденное автомобилем, благодаря наличию контрольно-измерительных приборов, вмонтированных на специальном щитке.
Амперметр – электромагнитный прибор, включенный последовательно в цепь для измерения зарядного и разрядного тока аккумуляторной батареи в амперах. Вместо амперметра может быть использована контрольная лампа, загорающаяся при отсутствии зарядного тока.
Указатель уровня топлива состоит из реостата, укрепленного на бензобаке (датчик), и электроизмерительного прибора (указатель). Ползун реостата связан с поплавком, который перемешает его при изменении уровня топлива в баке. При перемещении ползуна сопротивление реостата меняется, что приводит к перемещению стрелки на шкале указателя.
Указатель давления масла – это электротепловой импульсный прибор, состоящий из датчика, включенного в масленую магистраль, указателя, находящегося на щитке приборов. Указатель и датчик соединены последовательно и включаются в цепь при включенном зажигании. Датчик изменяет силу тока в цепи указателя в зависимости от давления масла в системе смазки. Указатель показывает величину давления масла при изменении силы тока в цепи датчика. Шкала указателя проградуирована в кГ/см2.
Указатель температуры воды представляет собой магнитно-электрический прибор, состоящий из датчика и указателя. В датчике установлен термистор с пружиной. Проводимость его меняется с изменением температуры воды. Шкала указателя проградуирована в градусах Цельсия.
Кроме указателя температуры, на автомобиле может быть установлен аварийный сигнализатор в виде лампы, предупреждающий водителя автомобиля о недопустимом повышении температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения.
Спидометр конструктивно объединяет два прибора: указатель скорости движения и счетчик пройденного автомобилем пути.
Спидометр получает привод от вторичного вала коробки передач через специальный редуктор посредством гибкого вала.
Таким образом, контрольно-измерительные приборы автомобиля необходимы водителю для оперативного информирования о состоянии наиболее важных узлов и агрегатов автомобиля, наличии топлива, текущем скоростном режиме, количестве пройденного пути и т. д.
Источники тока в автомобиле Устройство и работа звукового сигнала