Устройство автомобиля

Пособие по устройству автомобиля

 

Устройство и работа вакуумного усилителя тормоза автомобиля ВАЗ-2103

В стальном штампованном корпусе 1 (рис.1), закрытом крышкой 3, установлен пластмассовый корпус с клапаном 9, возвратная пружина 11 и резиновая диафрагма 10, разделяющая полость усилителя на 2 части: вакуумную А и атмосферную Г. Толкатель 6 внутренним концом с шаровой поверхностью входит в поршень 4, в который он завальцован, вторым концом, выполненным в виде вилки, он соединяется с педалью тормоза.

Вакуумный усилитель тормоза автомобиля «Жигули»

Рис.1. Вакуумный усилитель тормоза автомобиля «Жигули»:
А – вакуумная полость, Б – канал, соединяющий вакуумную полость с внутренней полостью клапана, В – канал, соединяющий внутреннюю полость клапана с атмосферной полостью, Г – атмосферная полость.
1 – корпус усилителя, 2 – шток, 3 – крышка, 4 – поршень, 5 – клапан, 6 – толкатель, 7 – воздушный фильтр, 8 – буфер, 9 – корпус с клапаном, 10 – диафрагма, 11 – возвратная пружина корпуса клапана, 12 – штуцер, 13 – клапан, 14 – шланг.

К пластмассовому корпусу с клапаном 9 двумя пружинами прижимается клапан. Шток 2 внутренней утолщенной частью через эластичный буфер 8 прижат к поршню 4. Наружным концом, выходящим из усилителя, шток входит в поршень главного тормозного цилиндра. К штуцеру 12, ввернутому во втулку стального корпуса, присоединен шланг 14 с клапаном 13. Через шланг от впускного трубопровода двигателя в вакуумную полость усилителя передается разряжение.

Как работает вакуумный усилитель, когда педаль тормоза не нажата?
При работающем двигателе разряжение от выпускного трубопровода передается по шлангу 14 в полость А усилителя. Полости А и Г при этом сообщаются через канал Б, зазор между седлом и клапаном 9 и канал В. Следовательно, давление в обеих полостях усилителя одинаковое. Поршень 4 прижат к клапану 5 пружиной, и это преграждает доступ воздуха в усилитель.

При нажатии на педаль тормоза толкатель 6 перемещается вперед вместе с поршнем 4 и подвижной частью клапана 5, который перекрывает сообщение между полостями А и Г. Дальнейшее перемещение толкателя 6 отводит поршень 4 от клапана 5, и через образовавшийся зазор по каналу В воздух поступает в полость Г, где устанавливается атмосферное давление (воздух поступает через воздушный фильтр 7), а в полости А сохраняется разряжение.

Благодаря разности давления в полостях А и Г возникает сила, облегчающая водителю нажатие на педаль тормоза.

Если педаль выжата не до упора, то под действием разности давлений в полостях А и Г пластмассовый корпус клапана 9 и прижатый к нему пружиной клапан 5 продвинутся вперед до упора клапана в кромку поршня 4. При этом канал В перекроется, поступление воздуха в полость Г прекратится и дальнейшее перемещение корпуса приостановится, что соответствует положению «умеренное торможение».

При резком (аварийном) торможении воздух продолжает поступать в полость Г благодаря зазору между поршнем 4 и клапаном 5 и нарастающей силой давит через шток и диафрагму на поршни главного тормозного цилиндра.

В случае выхода из строя вакуумного усилителя усилие на поршень главного тормозного цилиндра будет передаваться также через детали усилителя, но только за счет усилия приложенной к педали ноги.

 

Похожая статья:
Главный тормозной цилиндр, гидровакуумный усилитель и разделитель тормозного привода

, , , , , ,